Генеральная прокуратура России взыскала 1,4 млрд рублей с банка ООО «Эйч-эс-би-си Банк (РР)». По мнению следствия, через него глава инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Уильям Браудер выводил активы за рубеж. Об этом 10 октября сообщает ТАСС.

Генпрокуратура называет взысканную сумму задолженностью, «образовавшаяся перед российскими бюджетами всех уровней».

В 2013 году в России Уильяма Браудера заочно приговорили к девяти годам лишения свободы в колонии общего режима. Его судили за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. По мнению следствия, общая сумма задолженности перед российским бюджетом составила больше 522 млн рублей. Вместе с Браудером по этому делу проходил юрист Сергей Магнитский, которого суд также признал виновным, но уже посмертно — в 2009 году он умер в СИЗО «Матросская тишина» в Москве.

По мнению прокуратуры, Браудер и Магнитский сговорились и создали незаконную схему для уклонения от уплаты налогов. Они встали на учет министерства инвестиционной политики от имени двух фирм. После этого они искали людей с инвалидностью, фиктивно принимали их на работу и пользовались льготами. Следствие считает, что Магнитский фальсифицировал налоговые декларации, а также был замешан в незаконном использовании льгот, которые предназначались для инвалидов.

Сам Браудер в свое время успел покинуть Россию и вернулся в Великобританию, подданным которой он является. Государство отказалось сотрудничать с Россией по этому делу и выдавать Браудера.

В России Браудер является фигурантом еще одного дела, которое было возбуждено еще в 2004 году. По нему Браудера обвиняют в неуплате налогов и преднамеренном банкротстве. В конце июня 2017 года три управления Федеральной налоговой службы подали к Браудеру гражданский иск на 3,5 млрд руб. Они считают себя потерпевшими по делу о незаконном приобретении акций «Газпрома». Также по этому делу его обвиняют в банкротстве компании «Дальняя степь» и выводе за рубеж акций компании «Газпром». В конце августа сообщалось, что Россия в очередной раз пыталась добиться от Интерпола ареста Браудера. Ведомство отказывается это делать, потому что считает, что этот «запрос имеет преимущественно политический характер».

Смерть Сергея Магнитского вызвала широкий общественный резонанс как в России, так и в других странах. В США приняли так называемый акт Магнитского, который накладывал санкции в отношении российских следователей и прокуроров, которые участвовали в задержании юриста. Позже акт расширили и стали применять ко всем зарубежным чиновникам, которые нарушают права человека и подозреваются в коррупции. Аналогичные акты стали принимать и в других странах — например, скоро он может вступить в силу в Канаде.