8 февраля в Музее AZ откроется масштабная выставка «Мой учитель Леонардо» — это уже одиннадцатый проект музея, посвященный легендарному московскому художнику Анатолию Звереву. Одним из главных событий этой выставки станет показ архивного собрания трактатов Зверева, впервые оцифрованных и представленных публике.

Прочитав трактаты «универсального человека» эпохи Возрождения, Зверев написал в автобиографии: «Учителем себе я избрал Леонардо да Винчи» — эта метафорическая фраза и стала смысловым центром выставки. Зверев создал десятки собственных трактатов, в которых не раз вступал в диалог с великим итальянцем. Зверев преклонялся перед Рембрандтом и Гойей, Малевичем и Матиссом, Рафаэлем и Веласкесом, но с да Винчи у него были особые отношения. В них не было ни споров, ни прямого подражания — их объединяло родство и созвучие мыслей об искусстве и месте художника в нем.

На выставке «Мой учитель Леонардо» будут показаны более 170 работ Анатолия Зверева — шедевры живописи и графики в различных жанрах от портретов и автопортретов до пейзажей и анималистики. Особое место займут ранее не публиковавшиеся литературные произведения художника — трактаты и стихи. Специально к открытию выставки Музей AZ подготовил факсимильное издание «Трактата о живописи» 1959 года, посвященного великому коллекционеру Георгию Костаки. Трактат будет опубликован с комментариями известного филолога и текстолога, переводчика и искусствоведа Николая Котрелева.

Генеральный директор Музея AZ, Наталия Опалева:

«Зверев и Леонардо — казалось бы, кто может быть более несовместимым, разнесенным по разным полюсам не только временем, но и особенностями характера, образом жизни и всем остальным?

Однако — “когда я читал трактаты оного — уже теперь моего друга — был поражен одинаковости в выражении мыслей наших” — читаем мы у Зверева. Была ли это только зверевская ирония или все-таки именно Леонардо да Винчи был выбран Зверевым в качестве учителя, подсказав нашему герою особый взгляд на жизнь и творчество в самом широком смысле — без академических и вообще каких-либо норм и правил, доверяя исключительно собственному опыту и интуиции?»

Главный хранитель Музея AZ, Наталья Волкова:

«Рассматривать Зверева как значительного литератора и поэта было бы неправильно. Его поэзия и проза неотделима от его живописи — спонтанной и мгновенной. Это изо-поэзия, изо-литература. Рукописный текст сегодня сродни клинописи шумеров или берестяным грамотам древних новгородцев. Музей издает факсимиле этого трактата, оно раскроет широкому зрителю доселе неизвестные грани таланта художника Зверева».

Наследие Анатолия Зверева неисчерпаемо и многообразно. На трех этажах экспозиции не только самые знаменитые портреты и автопортреты, циклы графики и живописные пейзажи, но и работы, которые не демонстрировались в Музее ранее и были приобретены недавно: «Сосна в Щукино» 1973 года и «Дворик в Сокольниках» 1957 года, а также портреты поэта Арсения Седугина 1983 года.

На выставке «Мой учитель Леонардо» Анатолий Зверев предстает тем самым «универсальным человеком», о котором рассуждал «титан эпохи Возрождения», — художник и поэт, воплотивший мечту ХХ века о свободе искусства.

Выставка будет сопровождаться программой специальных событий: циклом лекций, кинолекторием а также детскими образовательными программами.

О художнике

Анатолий Зверев (1931 — 1986) — российский художник, легенда художественной жизни Москвы второй половины XX века. Знаменитый коллекционер Георгий Костаки называл Зверева «русским Ван Гогом». В 1960 году журнал Life вышел с репродукциями Зверева и заметкой Александра Маршака «Искусство России, которое никто не видел». Это было яркое свидетельство мирового взлета художника, в то время как в России Зверев оставался фигурой андеграундной. При жизни выставки художника проходят в Париже, его работы приобретали известные коллекционеры и дипломаты, а также зарубежные музеи — одним из первых был МоМА в Нью-Йорке, сам же Зверев ни разу не выезжает за границу и не посещает собственных вернисажей. В Москве зверевские картины неоднократно попадали на квартирные и коллективные выставки нонконформистов. Первая и единственная персональная — прижизненная выставка — прошла незадолго его кончины в 1984 году в Горкоме графиков на Малой Грузинской улице. Одним из главных ее организаторов стал Владимир Немухин. Сегодня наследие Зверева насчитывает более 30 тысяч работ. Работы находятся в коллекциях Музея AZ, Третьяковской галереи, в Историческом музее, ММОМА в Москве, МоМА в Нью-Йорке, в частных собраниях в России и за рубежом.

Создатели проекта:

Генеральный директор Музея AZ — Наталия Опалева

Художник-постановщик — Анатолий Голышев

Координатор проекта, главный хранитель — Наталья Волкова

Литературный редактор — Ольга Богомолова