Новый глава «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко провел 30 апреля свою первую пресс-конференцию в этой должности и анонсировал новые арбитражные разбирательства с российским «Газпромом».

Корреспондент ТАСС спросил Витренко, готовит ли Украина новые иски против «Газпрома». «Максимальное давление, которое может осуществлять „Нафтогаз“ на „Газпром“, используя все юридические возможности, понятно, что это будет сделано», — ответил глава украинской компании.

Витренко также заявил, что потребует от подчиненных объяснить, почему последний год на «Газпром» не оказывалось никакого давления.

Нового главу «Нафтогаза» назначили 28 апреля. Его предшественника Андрея Коболева, который руководил компанией с марта 2014 года уволили без предварительного уведомления.

В правительстве Украины объяснили смену руководства неудовлетворительной деятельностью «Нафтогаза». Компания закончила 2020 год с убытком почти в $700 млн, хотя ей поставили задачу получить прибыль в $410 млн.

Витренко последний год возглавлял Минэнерго, а до этого работал исполнительным директором «Нафтогаза» и в этом качестве курировал разбирательства с «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже. По данным Ъ, за время работы в «Нафтогазе» Витренко полностью испортил отношения с руководством «Газпрома» своим поведением на переговорах.

Судебные споры двух компаний длились почти 10 лет. Они оспаривали цены на поставку газа Украине и стоимость его транзита из России в Европу, которые были заложены в контракте 2009 года. На пике разногласий Россия даже снижала объемы поставок, что приводило к перебоям с газом в Европе.

В декабре 2019 года обе компании урегулировали разногласия и подписали пятилетний договор, по которому отказались от взаимных претензий.

Россия, чтобы уменьшить зависимость от Украины в транзите газа в Европу, достраивает газопровод «Северный поток — 2» через Балтийское море. В Киеве опасаются, что в случае дальнейшего обострения отношений Москва откажется от транзита газа через Украину, и поэтому выступают против строительства нового газопровода. Украинскую позицию поддерживают страны Балтии, Польша и США.