Министерство юстиции России признало иностранными агентами восемь человек. В их числе — журналист Виктор Шендерович и активистки Pussy Riot.

В числе активисток Pussy Riot, признанных иноагентами, — Надежда Толоконникова и Вероника Никульшина.

Кроме того, в перечень иностранных агентов вошли главный редактор издания «Холод» Таисия Бекбулатова, галерист Марат Гельман, Елена Владыкина и Иван Беляев (журналисты изданий «Радио Свобода»* и «Север.Реалии»*) и гендиректор киноклуба «Нефть» Андрей Алексеев.

Что говорят журналисты, которых признали иноагентами

«Маркировать [сообщения] не буду, пусть попу себе сами маркируют, если хотят», — сказала Надежда Толоконникова* RTVI по поводу признания иноагентами.

Виктор Шендерович* заявил RTVI, что не удивился признанию его иностранным агентом.

«Естественно, я не ожидал ничего конкретно сегодня, я не думал об этом, но ничего принципиально нового, разумеется, не случилось. Было понятно, к чему идет. Ничего нового принципиально вообще не происходит. И уголовное дело против меня (до 5 лет лишения свободы), и статус иностранного агента – все в один день. Это один из вариантов, разумеется. Я буду думать. Я узнал [об этой новости] за 5 минут до вас. Поэтому я буду думать. Что делать в этой ситуации», — заявил он.

Шендерович* отметил, что не планирует оспаривать решение в суде.

«Нет никакого суда, и это бессмысленно. Я примерно года с 2009-2010 перестал обращаться в полицию, прокуратуру, даже по поводу прямой уголовщины в отношении себя, потому что понял, что я живу во враждебном ко мне государстве», — сказал журналист.

Для меня тут суда нет, и ни для кого суда нет. Есть решение, которое выносится. Есть политика, правительство, которое реализует их в судебном порядке.

Замглавреда издания «Холод» Михаил Зеленский также прокомментировал RTVI признание иностранным агентом главного редактора Таисии Бекбулатовой*.

«Статус «иностранного агента» — это вещь, к которой в 2021 году в России невозможно и не нужно готовиться. Как мы знаем по опыту коллег, Минюст предъявляет в качестве «оснований» для включения в реестр совершенно абсурдные вещи. А значит, не имеет смысла даже пытаться ответить на вопросы «За что?» и «Почему?». Мы все поддерживаем нашего главного редактора Таисию Бекбулатову и продолжим работать, несмотря ни на что», — сказал он.

Галерист Марат Гельман* сказал Би-би-си, что через признание его иностранным агентом российские власти хотели сделать так, чтобы он не вернулся домой. По словам галериста, в имиджевом плане этот статус для него ничего не значит, но кажется ему печальным. Он планирует обжаловать решение Минюста.

Закон об иностранных агентах

Закон об иноагентах был принят летом 2012 года. Согласно закону, любые некоммерческие организации, которые получают деньги из-за рубежа, обязаны получить соответствующий статус иностранного агента. Кроме того, они должны во всех материалах указывать свой статус. За несвоевременное предоставление данных или их искажение полагается штраф до 300 тысяч рублей.

В конце 2019 года Госдума приняла закон, который позволяет включать физических лиц в реестр СМИ-иноагентов. Человеку могут присвоить такой статус, если он получает любое иностранное финансирование и распространяет «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы», в том числе в интернете.

* признано СМИ, выполняющим функции иностранного агента