В суд передано уголовное дело о боевом поражении истребителя Су-30 во время учений в Тверской области. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Инцидент произошел чуть более года назад в ходе учебно-тренировочного полета. Тогда звено из истребителей Су-35С и Су-30М2 отрабатывало условные воздушные бои с маневренной воздушной целью на средних и больших высотах. Пилот одного из Су-35С Василий Савельев, вместо фотострельбы, совершил реальный выстрел из 30-миллиметровой автоматической пушки ГШ-30–1.

По данным издания, пять снарядов попали в правое крыло Су-30 и повредили гидросистему истребителя. Самолет потерял управление, и обоим его пилотам пришлось экстренно катапультироваться.

«При этом сам истребитель, оцененный позже экспертизой в 1 млрд 143 млн руб., разбился в лесу», — сообщает газета.

«Коммерсантъ» также пояснил, что фотоимитация и боевая стрельба из пушки на истребителе активируется с помощью одной и той же клавиши, которая имеет обозначение «БК». Нажимая ее, военный пилот по сути не знает, что именно он будет делать: снимать цель или уничтожать ее.

По данным издания, когда истребитель несет боевое дежурство, пушка функционирует только на поражение. Для того, чтобы не произошло «дружественного» огня во время тренировок, летчик должен заранее подготовить самолет к ним. Ему необходимо выключить тумблер «Главный», который подает напряжение в электроцепи управления сбросом бомб, пуском ракет и стрельбы из пушки.

Также перед учебным боем пилот должен выполнить нажатие БК на полный ход в безопасном направлении и убедиться таким образом, что «стрельба» в партнера будет безопасной.

В Главном военном следственном управлении СКР отметили, что Савельев эти требования не выполнил, тем самым грубо нарушив нормативные документы по эксплуатации Су-35 и его боевому применению.

Позиция пилота

Что касается самого пилота, то он и его защита заявили, что указанные меры лишь страховочные, в то время как основная подготовка истребителя к учениям проводится на земле специалистами по вооружению и техническим персоналом. Именно они убирают с истребителя бомбы и ракеты. Снаряды для пушки обычно остаются для быстрого приведения самолета в боевую готовность, конец ленты при этом вынимается из казенника ГШ-30-1, а сама пушка обесточивается механическим размыканием ее электроконтактора.

По словам обвиняемого, ему не сообщили, что пушка осталась в боевой готовности, также это не было зафиксировано в журнале подготовки истребителя к учениям.

Пилот, таким образом, понадеялся на добросовестность наземных специалистов. Свою же часть подготовительных операций, по словам представителей майора Савельева, он не выполнил, стремясь максимально приблизить тренировку к реальным боевым условиям, когда у летчика нет времени на тестирование авиапушки и проверку положения главного тумблера.

Суды Савельева

Обвиняемый Василий Савельев в 2019 году в том же Тверском гарнизонном военном суде был истцом в своем споре с управлением финансового обеспечения Минобороны по Тверской области, которое по неизвестной причине лишило пилота командировочных. Весной 2019 года Савельев по заданию руководства перегнал Су-35 из Хотилово в Карелию, а обратно в часть вернулся уже ж/д транспортом, купив билет за 2098 рублей, которые ему не возместили.

В итоге суд обязал министерство выплатить летчику потраченную сумму в полном объеме и компенсировать понесенные им судебные расходы в размере 300 руб. «Коммерсантъ» предположил, что и спор за 1 млрд 143 млн рублей, которые обвинение попытается получить с майора за разбитый самолет, станет для военной прокуратуры непростым.

Истребитель Су-35 является многоцелевой сверхзвуковой сверхманевренной боевой машиной поколения 4++. Су-35 предназначен для завоевания господства в воздухе путем ликвидации пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами на большой, средней и малой дальности, при ведении дальних и ближних маневренных боев, при автономных и групповых действиях, для поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения в любых метеоусловиях, а также объектов наземной инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и находящихся на значительных удалениях от аэродрома базирования.