Совет по правам человека (СПЧ) готовится к очередной ежегодной встрече с Владимиром Путиным. Члены совета предложили для обсуждения с главой государства 40 вопросов, среди которых пытки в колониях, закон об иноагентах, преследование ректора «Шанинки» Сергея Зуева, риски цифровизации и давление на правозащитный центр «Мемориал»*, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на главу СПЧ Валерия Фадеева.

upd 1
16 ноября СПЧ и Союз журналистов России направили в Госдуму поправки к законам об иноагентах, сообщает «Интерфакс». Они предложили разрешить физлицам-иноагентам не маркировать частные посты в интернете, а также обязать власти предупреждать граждан или организации заранее, что им могут присвоить статус иноагентов, и давать три месяца на мотивированный ответ или устранение оснований для включения в реестр иноагентов

По его словам, многие из подготовленных вопросов «будут решаться в административном порядке» и не дойдут до президента. А некоторые темы будут корректироваться в ходе согласования с администрацией президента, сообщил газете источник в СПЧ.

Одна из тем, которую могут не включить в повестку встречи с президентом – закон об иноагентах. Это может произойти, если Госдума отреагирует на предложенные СПЧ поправки в действующее законодательство.

При этом главы комиссий СПЧ по политическим правам Николай Сванидзе и правам журналистов Павел Гусев высказались за рассмотрение этого вопроса на встрече с главой государства.

В частности, члены СПЧ предлагают предусмотреть механизм предупреждения тех, кто в ближайшее время может получить такой статус. Уведомление, как считают члены Совета, стоит направлять за три месяца – если за этот срок потенциальный иноагент не исправится, то только тогда попадет в реестр.

Кроме того, в СПЧ предлагают прописать в законе «порядок», при котором получение международных премий и участие в конференциях не становились бы основанием для включения в список Минюста, а также ввести иную процедуру выхода из реестра иноагентов, кроме судебной.

Сейчас в России действуют три реестра иностранных агентов. Они касаются СМИ, НКО и объединений без юрлица. Минюст включает в свой реестр иноагентов те медиа, в деятельности которых найдут иностранное финансирование якобы для ведения политической деятельности. Эту формулировку неоднократно называли размытой, а в СПЧ, в том числе выступали против этого закона.

Еще одной темой для обсуждения с президентом может стать «открытие архивов», в частности, связанных с советскими репрессиями. По словам Николая Сванидзе, это необходимо, «чтобы избежать фальсификации истории». Он считает, что поднятие этого вопроса может помочь вернуться к обсуждению уголовного дела осужденного за насильственные действия в отношении приемной дочери историка Юрия Дмитриева, которое многие правозащитники называют сфабрикованным. Уголовное дело против историка связывают с его профессиональной деятельностью — раскопками крупнейшего в Карелии расстрельного полигона Сандармох.

Также в СПЧ предлагают закрепить в законе статус убежищ для жертв домашнего насилия. По словам члена Совета Екатерины Винокуровой, сегодня из них насильно вывозят людей даже после того, как те отказываются от воссоединения с родственниками, от которых сбежали. Помимо этого Винокурова готовит для президента доклад о вовлечении детей «в преступления, связанные с проституцией, наркооборотом и попрошайничеством».

Сам председатель Совета Валерий Фадеев намерен обсудить с главой государства законопроект о введении QR-кодов в транспорте и связанные с ним риски в виде, например, утечки персональных данных.

Встреча членов СПЧ и Владимира Путина чаще всего проходит 10 декабря, в День прав человека.

*признан в России иностранным агентом