Первый зампред комитета Госдумы по безопасности Андрей Луговой направил в Минюст запрос с просьбой проверить данные о финансировании Британией ряда российских некоммерческих организаций (НКО). В обращении парламентария к главе ведомства Константину Чуйченко говорится, что средства в размере более 1 млрд рублей до 2023 года выделены на 34 проекта организаций, работающих в 17 городах России, пишут «Известия».

По словам Лугового, в числе городов, на которые выделен значительный бюджет, находится Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Архангельск, Великий Новгород, Псков, Пенза, Екатеринбург, Челябинск, Йошкар-Ола, Пермь и Томск.

Депутат считает, что больше всего денег выделяется проектам, направленным на наращивание потенциала российских правозащитников, борьбу с пытками в тюрьмах и лоббирование закона о домашнем насилии. По мнению парламентария, это способствует формированию протестных настроений и напряженности в обществе.

«Речь идет о создании и продвижении новых политических и общественных лидеров, формировании положительного восприятия их риторики среди россиян, подготовке изменений в образовании и активной работе с российской молодежью», — говорится в его обращении.

В письме Луговой также выражает уверенность в том, что работа кинофестиваля «Бок о Бок», фонда «Шаги», Екатеринбургского ресурсного центра для ЛГБТ и ЛГБТ-музея связана с привлечением как можно большей доли россиян к позициям толерантности, продвижением идей сексуальных меньшинств и воспитанием лидеров — представителей ЛГБТ.

Депутат Госдумы уверен, что отдельное внимание внешнеполитическое ведомство Великобритании уделяет теме международного сотрудничества, вовлечению регионов и соседних государств «в диалог по постсоветским конфликтам». Он считает, что такой деятельностью занимается «Кавказский узел»* совместно с Independent Peace Associates — Независимыми мирными ассоциациями, Центром внешней политики (Лондон), Украинским центром независимых политических исследований (UCIPR).

«На проект, реализуемый Школой гражданского образования из Лондона под руководством Леона Конрада, Форин-офис, а также его партнеры SIDA, NUPI, Konrad-Adenauer Stiftung, Шведский институт, USRF, МИД Финляндии, Совет Европы и частные доноры выделили почти 300 млн рублей до 2023 года — это самый высокооплачиваемый проект из всех остальных», — говорится в запросе парламентария в Минюст.

Депутат пояснил «Известиям», что он особенно внимательно наблюдает за «всеми недружественными действиями МИД Великобритании и спецслужб на территории России», в частности, потому что у него непростые отношения с Лондоном (власти Великобритании считают Лугового убийцей экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко).

В Минюсте запрос парламентария пока не получали.

Закон об иноагентах

В июле 2012 года Владимир Путин подписал закон, который обязал финансируемые из-за рубежа НКО регистрироваться в качестве иностранных агентов. Согласно этому документу, любые НКО, которые получают деньги из-за рубежа, обязаны получить соответствующий статус, а также должны во всех материалах подписывать, что они иностранные агенты. За несвоевременное предоставление информации или ее искажение для НКО предусмотрен штраф до 300 тысяч рублей.

Через год Минюст получил право признавать НКО «иностранными агентами» по собственному усмотрению и включать их в соответствующий реестр.

С 2017 года иностранными агентами признаются СМИ, а с 2018 — НКО, получающие деньги не только напрямую из-за рубежа, но и от российских юридических лиц с иностранными источниками финансирования.

Оспорить статус иноагента некоммерческая организация может через суд, однако еще ни одной НКО не удалось этого добиться. Последней возможностью остается обращение в Европейский суд по правам человека, но поправки к Конституции закрепляют приоритет российского права над международным, а значит, дают возможность не исполнять постановления ЕСПЧ.

* признано в России иноагентом