Суд в новозеландском городе Нейпире 27 июля приговорил вождя из островного государства Самоа Джозефа Ауга Матамату к 11 годам тюрьмы за рабовладение и торговлю людьми. Об этом сообщило издание Stuff.

Еще Матамата должен заплатить 183 тысячи новозеландских долларов (около $120 тысяч) компенсации людям, которых он эксплуатировал. Как отметило издание Stuff, это первый приговор в истории Новой Зеландии по делу о рабовладении.

Судья Хелен Кэлл во время оглашения приговора сказала, что подсудимый «с помощью обмана, запугивания и побоев» принуждал соотечественников к рабскому труду. По ее мнению, он пользовался своим социальным положением вождя и обманывал доверие жертв.

Как следует из материалов дела, с 1994 по 2019 год Матамата привез в город Гастингс на Северном острове Новой Зеландии 13 человек. Он обещал платить им высокую зарплату и помочь в оформлении рабочей визы. Затем у них забрали документы и заставили работать в саду и на виноградниках Матаматы по 14 часов без выходных, а по ночам — еще и в его доме. Работникам не платили зарплату и избивали за любую провинность.

На суде не назвали имена потерпевших. Самому старшему из них было больше 50 лет, а младшему — 12 лет. Потерпевшие, по данным CNN, не знали английского языка и даже не умели читать. Вместо разрешения на работу у них были туристические визы, поэтому в конечном итоге их всех депортировали обратно в Самоа. Там они боялись признаваться, что были в рабстве, из-за чувства стыда.

На суде Матамата не признал вину. Он заявил, что из-за культурных особенностей Самоа его как вождя считали отцом, поэтому он на правах главы семьи забирал все деньги. По словам адвоката, его подзащитный еще не решил, будет ли обжаловать приговор.

Новозеландские эксперты-правозащитники обеспокоены тем, что законы плохо защищают мигрантов от эксплуатации. Многие приезжают по приглашению работодателей, которые обещают помочь в легализации, и оказываются в тяжелой ситуации. Нелегальные мигранты получают гораздо меньше минимальной зарплаты, перерабатывают и боятся жаловаться из-за угрозы депортации.