В конце марта Южно-Сахалинский городской суд арестовал активы компаний по добыче краба «Курильский универсальный комплекс» и «Монерон» и заблокировал сделку телеведущей Ксении Собчак по приобретению 40% их акций. Об этом стало известно из обращения матери Собчак, сенатора Людмилы Нарусовой, к председателю Верховного суда России Вячеславу Лебедеву.

UPD 3. Сахалинский областной суд в середине июля отменил арест компаний «Монерон» и «Курильский универсальный комплекс», что позволит Собчак и Соглаевой закрыть сделку по покупке доли в этих фирмах, сообщил 28 июля Forbes.

UPD 2. Группа компаний «Монерон» исчезла из перечня системообразующих предприятий на сайтах Минсельхоза и Минэкономразвития, пишут 24 мая «Ведомости». Источники газеты, знакомые с ситуацией, сказали, что это решение правительственной комиссии, участники которой заочно приняли решение в середине мая.

UPD. Минсельхоз расширил список системообразующих предприятий рыбной отрасли с четырех до десяти. «Ведомости» обратили внимание, что в него попала компания «Монерон», которая занимается добычей краба. В марте 2020 года 40% акций предприятия пыталась купить телеведущая Ксения Собчак, но суд помешал завершить сделку. По данным «Ведомостей», включить компанию в список попросила мать Собчак сенатор Людмила Нарусова.

В середине апреля газета «Ведомости» со ссылкой на постановление суда написала, что арестовать активы компаний попросил Следственный комитет. По версии следствия, их фактическим владельцем был бизнесмен Олег Кан, которого Хабаровский краевой суд в феврале 2020 года заочно арестовал. Предпринимателя обвиняют в занижении стоимости крабов при экспорте, контрабандных поставках в Японию и Китай и убийстве рыбопромышленника Валерия Пхиденко в 2010 году во Владивостоке.

По данным базы «СПАРК-Интерфакс», компании не принадлежат Кану. Владельцем «Курильского универсального комплекса» числится Виктория Ледукова, а «Монерон» принадлежит депутату Сахалинской областной думы и соратнику Кана Дмитрию Пашову. Нарусова в письме просит обратить на это внимание и проверить законность ареста, а также возможное нарушение прав и интересов Собчак и ее партнера Елены Соглаевой, которые заключили сделку купли-продажи с Ледуковой и Пашовым в середине марта.

«Происходит полнейший беспредел», — сказала Собчак журналу Forbes. По мнению телеведущей, власти препятствуют заключению законной сделки. В интервью РБК журналистка не сказала, сколько заплатила за долю в компаниях, но назвала сумму «значительной». Собчак отметила, что Кан сейчас не имеет никакого отношения к бизнесу, долю в котором она купила, но продолжает консультировать менеджеров, поскольку он один из лучших специалистов в отрасли.

Вместе «Монерону» и «Курильскому универсальному комплексу» принадлежат квоты на вылов около десяти тысяч тонн крабов на Дальнем Востоке. По данным РБК, чистая прибыль компаний в 2019 году превысила 10 млрд рублей. Они владеют собственными судами, а также заключили долгосрочные контракты на поставку крабов в Южную Корею, Китай и Японию, а также на единственный в России завод по переработке крабов.