В Совбезе ООН прошло экстренное заседание по «делу Скрипалей». Великобритания и еще четыре государства выражают «полную уверенность» в том, что подозреваемые в отравлении Скрипалей — сотрудники ГРУ России. Накануне британская прокуратура назвала имена потенциальных отравителей, а британский премьер напрямую обвинила в преступлении российские спецслужбы. Подробности — в материале Романа Перла.

«Мы полностью уверены в британской версии. Лидеры США, Германии, Франции и Канады поддержали обвинение России в покушении на Скрипалей» — в совместном заявлении сказано о стремлении мешать враждебной деятельности зарубежных разведывательных сетей, отстаивать запрет на химоружие и защищать самих себя от всех видов иностранного вмешательства.

Франсуа Делатр, постпред Франции в Совбезе ООН: «Решимость Франции в деле защиты режима конвенции о химоружии несомненны. Мы хотели бы сегодня подтвердить вместе с нашими партнерами США, Великобританией, Германией и Канадой эту приверженность. Мы бы хотели, чтобы в ЕС действовал режим санкций в отношении физических и юридических лиц, которые замешаны в распространении и использовании химического оружия. Вы можете расcчитывать на полную поддержку Франции».

Постпред Великобритании в Совбезе ООН Карен Пирс огласила результаты расследования инцидента в Солсбери. Ее данные и выводы полностью повторяли сказанное днем ранее Терезой Мэй: граждане России Петров и Боширов в марте этого года привезли нервнопаралитическое вещество во флаконе из-под духов и нанесли яд на дверную ручку дома Скрипалей. По мнению постпреда, в архитектуре международной безопасности нужны серьезные изменения.

Карен Пирс, постпред Великобритании в Совбезе ООН: «Надо укреплять потенциал ОЗХО, чтобы устанавливать, кто применял химоружие, чтобы Солсбери не повторялось в будущем. Нужно пролить свет на то, как государственные структуры подрывают законность и вмешиваются в жизнь граждан других стран. Нужны методы, включая санкции для того, чтобы противодействовать угрозам нашему обществу и нашему образу жизни».

Постпред России Василий Небензя раскритиковал доклад Карен Пирс. По его словам, инцидент в Солсбери стал предлогом для раскручивания антироссийской истерии перед готовящейся провокацией в сирийском Идлибе. Аргументы британского следствия Небензя назвал «бездоказательным и лживым коктейлем».

Василий Небензя, постпред России в Совбезе ООН: «Число нестыковок в связи с новыми британскими уликами зашкаливает. Например, на предоставленных Лондоном фотографиях подозреваемых, на которых они запечатлены проходящими через идентичный коридор, якобы в аэропорту Гэтвик, время совпадает с точностью до доли секунды».

Эти слова почти полностью повторяют сказанное накануне представителем МИДа России Марией Захаровой. Причем Захаровой уже объяснили — это два разных коридора аэропорта, через которые одновременно прошли Петров и Боширов. Есть и еще один вывод, который вызывает наибольшую злость у российской стороны — о причастности к покушению на Скрипалей военной разведки и руководства страны.

Бен Уоллес, министр по вопросам безопасности Великобритании: «Вы знаете, ГРУ — это организация, которая также участвовала в уничтожении пассажирского самолета MH-17, который летел из Нидерландов в Азию. Это ведомство было вовлечено во всевозможные акты дезинформации и все виды атак, которые мы только видели в Европе и по всему миру. Международное сообщество понимает, что это угроза не только Великобритании. И я бы не стал гадать, чем может ответить международное сообщество. Мы, очевидно, будем предпринимать что-то совместными усилиями».

Информационным противовесом заседанию Совбеза стала пресс-конференция племянницы Сергея Скрипаля Виктории. Выступление было довольно эмоциональным: по ее словам, Тереза Мэй «истерит», а Сергей должен вернуться на родину, где ему уже приготовили спальное место дома. Обвиняемые, по словам Виктории, семье Скрипалей не знакомы.

Виктория Скрипаль, племянница Сергея Скрипаля: «Этих людей я не знаю. Ни в нашем ближнем, ни в дальнем окружении этих людей не было. Сказать, что этих людей я где-то видела, я не могу. Но спасибо большое, что на этот раз британское правительство проявило хоть какую-то смекалку — один русский, другой татарин. Не оба лица славянской национальности — и на том спасибо».

Открытым остается вопрос, какие меры предпримут страны Запада по итогам расследования. Постпреды Великобритании и Франции говорили о санкциях, но пока звучали только общие заявления. Известно, что в ноябре должен вступить в силу второй пакет ограничительных мер от США — вплоть до прекращения дипломатических отношений.