Израиль проголосовал за Кнессет нового созыва. Во вторник прошли четвертые выборы за два последних года. У Биньямина Нетаньяху и «Ликуда» 30 мандатов. Главные противники премьера «Еш Атид» собрали только 17 мест в парламенте. По сути, пока не выиграл никто — ни одна из сторон по-прежнему не может самостоятельно собрать коалицию. Какой выход из политического кризиса предлагает оппозиция и возможны ли в Израиле пятые внеочередные выборы, выяснял корреспондент RTVI в Израиле Борис Штерн.

С точки зрения избирательной активности таких унылых и странных выборов в Израиле не было. По крайней мере, именно на четвертых выборах 23 марта 2021 года израильтяне устали. Уже утром во вторник было понятно — агитаторов перед участками больше, чем голосующих. Но в религиозном квартале университетского города Реховот все еще казалось, что выборы важны и остаются праздником демократии даже в таком виде.

Яаков Таспай, житель Реховота: «Это часть праздника. Мы же накануне праздника Песах — праздника свободы. Свобода возможна только когда мы едины, можем быть одним народом. Сегодня каждый может проголосовать. Каждый получает освобождение — в кипе он или без кипы. Конечно, это праздник».

Но если утром в центре Израиля была надежда на высокую явку, то на юге страны она просто рухнула. Что-то определенно пошло не так. На всех предыдущих выборах центр Ашдода украшала передвижная студия радио «Голос юга». Туда приезжали политики и журналисты. В день выборов площадь у муниципалитета была пуста. На избирательных участках активность была около нуля, и тревожные цифры из Центризбиркома говорили, что массового голосования не получилось. Народ устал. Политики в день выборов были активнее, чем избиратели. Они проголосовали рано утром и сразу обратились к гражданам: «Или вы идете на избирательные участки, или все проиграют».

Биньямин Нетаньяху не только проголосовал, но и успел прокатиться по стране. Он встретился с избирателями и уже вечером, после оглашения первых экзитполов, выглядел, скорее, победителем. «Ликуд» получил в новом Кнессете 30 мандатов. Его ближайший соперник из «Яш Атид» Яир Лапид, лидер «Блока перемен», — 17. Казалось бы, победа правых. Глобально они получили большинство в Кнессете. Но один маленький нюанс — правые партии есть и в лагере «Блока перемен» и в лагере Нетаньяху. Из-за этого эксперты говорят, что Израиль оказался в очередном тупике.

Йоханан Плеснер, президент Израильского института демократии: «Израиль переживает худший политический кризис за последние десятилетия. Очевидно, что нашей политической системе очень трудно добиться решающего результата. Это связано и с ее врожденными слабостями, и с Нетаньяху. Он очень популярный премьер-министр, и он хочет остаться у власти, хотя ему было предъявлено обвинение. Пока шанс на создание коалиции есть. Но это не коалиция национального единства».

О том, что никакого национального единства быть не может, стало понятно уже после публикации предварительных результатов. Ни у блока Нетаньяху, ни у блока Лапида нет уверенных шансов на создание коалиции без арабского списка, Нафтали Бенета (он получил семь мандатов) и арабской партии РААМ, которая неожиданно преодолела электоральный барьер и получила четыре места. С точки зрения политологии и истории это почти революционный момент.

Йоханан Плеснер, президент Израильского института демократии: «На самом деле происходят кардинальные перемены. Впервые серьезно обсуждается включение в коалицию партий, представляющих арабское меньшинство. Это вводит совершенно новое измерение в израильскую политику. Это повлияет на ситуацию на многие годы вперед».

Повлияет наверняка, но при этом правый Гидеон Саар из партии «Новая надежда» —у них шесть мандатов — сразу после выборов заявил, что переговоры с Нетаньяху он не начнет. Список РААМ тоже вряд ли партнер по коалиции. Нафтали Бенет отделался формулировкой: «Мы будем действовать во благо национальных интересов». Он так и не сформулировал, в какую коалицию пойдет его партия, усомнившись, что избиратель ему простит дружбу с арабами. И в этот момент появилась информация о том, что у блока «только не Биби» действительно есть «план Б».

В нем всего три пункта: сменить спикера Кнессета, установить контроль над организационной комиссией парламента, срочно принять закон о запрете обвиняемому в уголовных преступлениях выставлять свою кандидатуру на пост главы правительства. В прошлом году до второго и третьего пунктов не дошло, потому что Бени Ганц расколол блок «Кахоль-Лаван» и заключил союз с «Ликудом».

Теперь, когда тупик очевиден, еще до начала официальных переговоров этот план выглядит реальным. Но с оговоркой, что усилившийся блок Лапида, арабский список и РААМ Мансура Аббаса должны хотя бы технически договориться между собой. В это тоже верится с трудом. Но уже сегодня понятно, когда начнется выполнение этого «плана Б».

Оппозиция постарается начать его сразу после присяги новых депутатов, которая назначена на 6 апреля. На следующий день, сразу после консультаций, президент должен назвать кандидата, которому вручат мандат на формирование коалиции. У политика, получившего такое право, есть 28 дней с возможностью продления еще на 14 дней. После этого президент вправе передать мандат другому кандидату или сообщить, что не видит возможности сформировать правительство, и рекомендовать новые выборы.

Возможно все, даже чудеса, когда в коалицию войдут настолько разные партии, что ее дальнейшая жизнь превратится в миф. Пока и политики, и израильтяне сосредоточились на празднике Песах, который продлится восемь дней и станет хотя бы видимой причиной отойти от политики. Особенно в контексте того, что пятые выборы, кажется, не за горами.