Накануне глава Следственного комитета Александр Бастрыкин фактически обвинил рэпера Моргенштерна в торговле наркотиками в социальных сетях. Может ли глава СК делать такие заявления, по какой именно статье могут осудить Моргенштерна и какое наказание ему может грозить — в материале RTVI.

После того, как против рэпера Алишера Моргенштерна инициировали очередную проверку его клипа на предмет пропаганды наркотиков и склонения к их употреблению несовершеннолетних, а глава Следственного комитета (СК) Александр Бастрыкин заявил, что рэпер продает наркотики в социальных сетях, в СМИ появилась информация, что Моргенштерн покинул Россию.

Окончательно подтвердить это пока не удалось. Однако повод для отъезда из страны у него мог быть — известные адвокаты и юристы в разговоре с RTVI предположили, что слова Бастрыкина могли звучать как сигнал сверху активнее взяться за Моргенштерна.

«Молодые боссы, будто Пабло»

Рэпер Моргенштерн неоднократно становился объектом внимания со стороны общества и правоохранительных органов по поводу его треков. Так, накануне до заявления Бастрыкина, Следственный комитет начал проверку клипа Моргенштерна под названием «Pablo», а также другого его творчества.

Проверка была инициирована после обращения некого гражданина по фамилии Новиков — тот решил, что в тексте песни есть элементы склонения подростков к употреблению наркотиков, то есть нарушение п. «а», ч. 3, ст. 230 УК. Эта статья подразумевает наказание до 15 лет колонии. По данным источника RTVI в правоохранительных органах, под проверку также попали продюсер музыканта Артем Клюшин и оператор Александр Романов. Первый публиковал клипы в TikTok, второй — в Instagram

В самом клипе, против которого была организована проверка, герой, которого играет Алишер Моргенштерн, по сюжету, передает преступнику мешок с наркотиками и получает чемодан наличных. При этом в треке зачитывается строчка — «Молодые боссы, будто Пабло», в которой рэпер, видимо, отсылает к известному колумбийскому наркобарону Пабло Эскобару.

Заявление Бастрыкина

Через несколько дней после того, как началась проверка, глава СК России Александр Бастрыкин обвинил музыканта в торговле наркотиками на совместной видеоконференции юрфаков МГУ и МГЮА.

«Блогер Моргенштерн сегодня торгует наркотиками, по сути дела, в социальных сетях», — сказал он. Однако глава СК не пояснил, что он имел в виду под торговлей наркотиками — реальную наркоторговлю или написание песен об их употреблении.

Адвокат Моргенштерна Сергей Жорин тогда же выразил надежду, что подчиненные Бастрыкина не воспримут слова главы СК как призыв к началу разбирательства над музыкантом.

«Что мы думаем, как будем реагировать, здесь имеет второстепенное значение — важнее, как на это отреагируют подчиненные Бастрыкина. Как бы они не восприняли это в качестве призыва к действию. Очевидно, что Моргенштерн не торгует наркотиками — это не его поле деятельности. Но то, что сказал Бастрыкин, вызывает недоумение. Может, его неправильно информировали», — сказал адвокат.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, говоря о словах Бастрыкина, заявил, что выдвигать обвинения по поводу виновности Моргенштерна — функция Следственного комитета, и они не могут вмешиваться в его дела.

Рэпер покинул Россию?

На следующий день после того, как Бастрыкин сделал свое громкое заявление, Telegram-канал «ОПЕР слил» написал, что Моргенштерн покинул Россию. По их данным, музыканта видели с семьей и охраной в Смоленске при посадке на поезд Москва-Минск, но, при этом, никаких концертов концертов в Смоленске у него запланировано не было. Однако концертный директор артиста заявил Daily Storm, что музыкант должен был поехать в Беларусь на «одно событие». «Это частное мероприятие, не готов вам сейчас ничего рассказать», — сказал он.

Источник URA.RU предположил, что после мероприятия в Беларуси артист не вернется в Россию, а отправится в одну из европейских стран. Впрочем, адвокат Моргенштерна Сергей Жорин сказал РИА Новости, что не знает, действительно ли музыкант покинул страну.

PR-менеджер Моргенштерна на момент публикации заметки не ответила на запрос RTVI.

«Такое обращение может быть неправильно понятно»

Управляющий партнер коллегии адвокатов Pen and Paper Алексей Добрынин в разговоре с RTVI сказал, что вряд ли слова Бастрыкина можно назвать официальным заявлением и его стоит расценивать как обычное суждение. Однако у таких слов со стороны высших должностных лиц могут быть последствия — слова Бастрыкина могут выглядеть как команда к расследованиям против рэпера.

«С точки зрения процессуальной такое суждение не имеет никакого процессуального значения. Но на практике, могу сказать, что такое его обращение [Бастрыкина] может быть не совсем правильно понято сотрудниками правоохранительных органов, которые на сегодняшний день осуществляют проверки в отношении Моргенштерна или в отношении его творчества. Это означает, что они просто начнут более активно проводить свои доследственные проверки, исследовать его творчество и выискивать там какие-то нарушения законодательства. Вот к чему это может привести», — предполагает Добрынин.

Адвокат Алексей Михальчик также считает, что подобные слова не должны звучать со стороны таких должностных лиц, как глава Следственного комитета, так как они нарушают все процедуры юридического регламента. «Меня немножко удивляет, что человек [Бастрыкин], занимающий такую позицию в силовых структурах, делает заявления, которые фактически содержат прямое обвинение в особо тяжком преступлении. Есть, конечно, повод к различному юридическому крючкотворству, и можно говорить о том, что он [Бастрыкин] высказывает личное мнение и имел в виду другое. Если человек — юрист, то, наверное, это некорректно [делать такие заявления]», — сказал Михальчик RTVI.

Он, в свою очередь, не исключает полностью заведения уголовного дела, так как, по его словам, «в любых ведомствах, силовых или несиловых, есть люди, готовые угадать желаниям своего руководства» и «кто-то может посчитать, что это [слова Бастрыкина] — прямое указание, и он захочет выслужиться».

«Начальник сказал — исполняй»

Адвокат Вадим Клювгант в беседе с RTVI отметил, что руководителю СК надо быть сдержаннее и ответственнее в подобных публичных заявлениях. Тем не менее, слова Бастрыкина пока что не могут иметь какого-либо юридического веса, так как существует презумпция невиновности.

«Презумпцию невиновности никто не отменял, она обязательна для всех, тем более — для должностных лиц Следственного комитета, включая его высшее руководство. Для того, чтобы утверждать, что тот или иной человек торгует наркотиками или склоняет к их применению, нужно, чтобы был приговор суда, вступивший в законную силу. До тех пор, пока такого приговора нет, никто, вне зависимости от статуса и должности, не имеет права навешивать ярлык преступника на кого бы то ни было. Это совершенно очевидно, даже не нужно быть доктором юридических наук и профессором, каковым является Александр Иванович Бастрыкин, чтобы это знать, понимать и соблюдать», — отметил адвокат.

Клювгант также пояснил, что, согласно правилам подследственности, которые установлены уголовно-процессуальным кодексом (УПК), преступления, которые связаны с оборотом или склонением к употреблению наркотиков, относятся к подследственности МВД и не относятся к подследственности СК.

«Исключение может быть только в том случае, когда преступление совершено несовершеннолетним или в отношении несовершеннолетнего. Но этот факт должен быть установлен и доказан, а не предполагаться в чьей-то фантазии», — вновь подчеркнул юрист.

Впрочем, Клювгант тоже не исключает, что слова Бастрыкина могут выглядеть как руководство к действию.

«Это напрашивается, это очевидно, когда должностное лицо столь высокого уровня в утвердительной форме что-то публично заявляет. Поэтому, в том числе, я и отметил, что есть правила подследственности. Но у нас сейчас превалируют в силовых структурах другие принципы: “начальник сказал, — исполняй”. Это только декларация, что следователь является процессуально самостоятельным лицом, самостоятельно принимает решения по делу. Это записано в законе, но на практике, те, кто имеют отношения к этой сфере, знают, что это совсем не так. Там [в силовых структурах] вертикаль и исполнение приказа доминируют над всякой самостоятельностью. Приказа в прямом и переносном смысле. Мнение руководства — то, на что следователи сейчас напропалую ссылаются по поводу и без повода», — объяснил адвокат.

Тем не менее, «во главе всего лежит презумпция невиновности». «Это не предмет для обсуждений, это требование закона высшей силы — Конституции [согласно ст. 49 российской Конституции, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана — прим. RTVI]. Там же, кстати, сказано, о том, что человек, его права и свободы — высшая ценность, а их защиты — цель и смысл деятельности всех государственных органов. Эти требования просто нужно исполнять».

Что может грозить Моргенштерну?

Адвокат Вадим Багатурия сказал RTVI, что сложно предугадать, чем закончится такая проверка. «Система СК — это система вертикально-интегрированных органов, в которой нижестоящие сотрудники подчиняются вышестоящим. Если председатель даст указание возбудить уголовное дело, задержать или арестовать Моргенштерна, следователи обязаны будут это сделать на любом уровне», — отметил юрист.

Багатурия, впрочем, предположил, что ситуация и проверка, организованная против Моргенштерна накануне заявления Бастрыкина, «не стоит выеденного яйца» и может также педалироваться продюсером Моргенштерна. Однако, в случае, если рэпера захотят наказать, то ему может грозить ответственность по 230-й статье УК (по ней проводится проверка клипа Моргенштерна «Pablo»), которая предполагает наказание за склонение к употреблению наркотических средств. При этом юрист отметил, что статья, по которой проводится проверка, крайне редкая, и «за свою 20-летнюю практику» он «ни разу ее не встречал».

«К Моргенштерну можно натянуть часть 3-ю. Особо тяжкое преступление — от 10 до 15 лет. Но только если четко доказать, что эти действия совершены в отношение несовершеннолетнего, либо повлекли смерть по неосторожности. Статья звучит — “склонение к потреблению наркотических средств”. То есть надо уговаривать лично — “уколись”, “покури”», — сказал Багатурия.

Наказание по 230-й статье зависит от того, по какому именно пункту будет проходить Моргенштерн. «Если лайтовый вариант дадут Моргенштерну, просто 1-ю часть, то там лишение свободы до трех лет. Но если натягивать сову на глобус, то там может быть группа лиц, коллектив [рэпера], например, и плюс склонение [к употреблению наркотиков] двух и более лиц, то это уже тяжкий состав, и там от 5 до 10 лет. Но, поскольку Моргенштерна слушают, в основном, подростки, то там, безусловно, часть 3-я [наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет]», — предположил адвокат.

Впрочем, Багатурия отметил, что для этого должны содержаться конкретные признаки того, что Моргенштерн кого-то вовлекает в употребление наркотиков. Однако, по мнению адвоката, таких признаков в клипах и треках Моргенштерна, — по крайней мере, в клипе «Pablo», по которому уже начата проверка, — нет.

Другие скандалы и судебные дела Моргенштерна

Проверка, организованная в ноябре Следственным комитет, стала далеко не первой в карьере Моргенштерна.

Осенью в Зюзинском суде зарегистрировали протокол о пропаганде наркотиков в отношении лейбла Rhymes Music, на котором издаются Моргенштерн и рэпер Элджей. В начале ноября суд отказался рассматривать административное дело. Тогда поводом для претензий стала песня Моргенштерна «Виски на завтрак», в которой есть упоминания положительного эффекта от наркотиков (кроме того, в протоколе говорится о песне Элджея «Hello Kitty», в которой также упоминаются наркотики). Тогда судья выявил нарушения в составленных протоколах и вернул их заявителю.

Летом Зюзинский суд Москвы оштрафовал музыканта на 100 тысяч рублей за пропаганду наркотиков в песнях и клипах «Розовое вино 2» и Family. Моргенштерн, в свою очередь, сказал на суде, что слова о наркотиках в треке произносит не он, а другой артист — недавно отбывший срок за хранение наркотиков рэпер Yung Trappa (Владислав Ширяев). Штраф был обжалован, но Мосгорсуд утвердил решение нижестоящей инстанции.

В марте Лига безопасного интернета обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить творчество Моргенштерна на пропаганду наркотиков. Организация посчитала, что артист постоянно «занимается пропагандой наркотиков в детской среде».

Ранее глава СК Бастрыкин также поручил проверить слова Моргенштерна, сказанные в интервью с Ксенией Собчак, о том, что на День победы не стоит тратить такое большие деньги, на предмет оскорбления памяти погибших в Великой Отечественной войне.

Слава Кутепов, Анастасия Беликова