Победу на парламентских выборах в Молдове празднует поддерживающая президента, прозападная партия «Действие и солидарность». Приведет ли это к ухудшению отношений с Москвой — в материале RTVI.

Победу на парламентских выборах в Молдове празднует поддерживающая президента, прозападная партия «Действие и солидарность». Она получила 63 из 101 мандата. У блока коммунистов и социалистов экс-президентов Игоря Додона и Владимира Воронина — 32 мандата, у партии «Шор» — шесть.

Теперь у Майи Санду развязаны руки, чтобы проводить ту политику, которую она хочет: Молдова — парламентская республика, и без поддержки депутатов президенту работать было бы сложно.

Как и в ноябре прошлого года, когда Молдова выбирала нового президента, борьба вновь развернулась между Майей Санду и Игорем Додоном, только с одной большой разницей: у руля страны теперь прозападный политик.

Роспуск парламента был одним из предвыборных обещаний нынешнего лидера. К концу марта планы Санду фактически превратились в необходимость: с двух попыток ей не удалось сформировать правительство. Парламент, в котором в основном заседали сторонники Додона, отклонил несколько кандидатур премьер-министра. Однако мешал введенный из-за пандемии режим чрезвычайной ситуации, при котором распускать парламент запрещено. Ситуация разрешилась к апрелю: Конституционный суд позволил Санду снял режим ЧС и распустить парламент.

Несмотря на то, что Додон с самого начала акций протестов в Беларуси поддерживал действия Александра Лукашенко, в своей стране к тем же мерам, что и белорусский лидер, он решил не прибегать. Сразу после подсчета голосов экс-президент признал поражение, заявив, что «таковы правила демократии».

На что делали ставку главные партии?

Какие же приоритеты ставили перед собой две ведущие партии на этих выборов и каковы будут первые шаги партии «Действие и солидарность»? Одним из своих главных обещаний сторонники Санду объявили борьбу с коррупцией. По данным организации Transparency International, в 2020 году Молдова заняла 115 место из 180 стран по уровню коррупции. В интервью RTVI директор молдавского Института стратегических инициатив Владислав Кульминский заявил, что основной целью новых властей должно стать создание «функционального государства».

«Молдавское государство не работает, оно насквозь коррумпировано. Из страны за год выводят миллиард долларов, теневая экономика превышает объем легальной экономики. Значит, эти внутренние реформы в стране — это и есть сегодня ключевой приоритет для того, чтобы граждане страны наконец-то почувствовали, что государство — это их государство, а не криминальных кланов, которые очень много лет управляли республикой Молдова».

Как считает Кульминский, задачей властей сейчас должно быть как минимум двукратное увеличение поступлений в госбюджет, чтобы потом эти деньги можно было перенаправить на социальные нужды — в первую очередь на здравоохранение и образование.

Молдавский политический аналитик, директор Института устной истории Молдовы, бывший посол при ООН и Совете Европы Алексей Тулбуре также убежден, что первые шаги новых властей будут предприняты в сфере юстиции и реформирования системы правосудия «для блокирования схем по контрабанде и воровству публичных денег», о чем он и заявил в интервью RTVI. И, конечно, в повестке — санитарный кризис и пенсии.

«Они должны доказать, что они лучше предыдущего правительства с этим справляются. Надо более активного вакцинировать население, чтобы достигнуть этот необходимый процент вакцинирования. Они должны поднять пенсии до осени, потому что это их фундаментальное обещание. У нас сейчас 600 тысяч пенсионеров, 520 тысяч по возрасту. Вот эти все 520 тысяч получают пенсию по размерам в среднем меньше прожиточного минимума».

Политолог, специалист по странам постсоветского пространства Андрей Суздальцев в разговоре с RTVI обратил внимание на то, что вину за тяжелую социально-экономическую ситуацию в условиях коронавируса обе стороны пытаются возложить друг на друга. «Но трудно возлагать вину на Майю Санду, потому что парламент полгода не утверждал правительство. Получается, виноват парламент, а в парламенте доминировали коммунисты и социалисты Додона».

Экс-президент неоднократно обвинял Майю Санду в том, что она действует по указке Запада. В своих выступлениях на протяжении последних месяцев он не раз использовал антизападную риторику, указывая на то, что в случае победы партии «Действие и солидарность» Молдова может превратиться в «геополитический плацдарм для борьбы с Россией».

«Вот уже полгода новоиспеченный президент Молдовы думает, что руководит страной. На самом деле она выполняет команды своих зарубежных кураторов», — писал Додон в своем телеграм-канале.

Санду

Президент Молдовы Майя Санду общается со СМИ после голосования на парламентских выборах в Кишиневе, Молдова, 11 июля 2021 года
Фотография: Aurel Obreja / AP

Иными словами, выступления Додона во время предвыборной гонки были направлены на тех, кто боится, что с усилением позиций нынешнего президента Молдова потеряет свою независимость — в прямом и переносном смысле. Сторонники экс-главы государства не раз обвиняли Санду — гражданку Молдовы и Румынии — в том, что она стремится к присоединению Молдовы к Румынии.

Помимо этого, Додон делал ставку на тех избирателей, которые придерживаются традиционных ценностей.

«[В повестке блока социалистов и коммунистов] — гомофобия открытая. То есть они не стесняются этого в открытом эфире. Понимаете, есть разные люди, которые об этой проблеме говорят, но есть более интеллектуально, интеллигентно выстроенная аргументация, а тут просто абсолютно дикая, зоологическая такая ненависть к этим людям», — говорит молдавский эксперт Алексей Тулбуре.

Как складывались отношения России и Молдовы в последнее время?

Сразу после выборов в представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Москва «с уважением относится к итогам выборов и рассчитывает, что они будут способствовать межнациональному согласию в молдавском обществе». При этом внешнеполитическое ведомство России за время предвыборной гонки в Молдове не раз обвиняло США и страны Евросоюза во вмешательстве во внутренние дела республики.

Для России поражение пророссийской элиты — свидетельство неизбежных перемен на всем постсоветском пространстве: Грузия, Украина, Армения, а теперь и Молдова поворачиваются на Запад. Все эти годы Молдова балансировала между ЕС и Россией, находя контакт и с той, и с другой стороной. Несмотря на все заявления Додона, правившего страной четыре последних года, нельзя забывать, что еще в 2009 году страна присоединилась к «Восточному партнерству», с 2014 года молдаване получили возможность ездить в страны Шенгенской зоны без визы, а в 2016 году вступило в силу Соглашение об ассоциации между Молдовой и ЕС, цель которого — создание зоны свободной торговли.

По данным Европейской комиссии, сейчас 64% экспортных товаров из Молдовы идут на европейский рынок. По информации Национального бюро статистики Молдовы, в 2020 году товарооборот с Евросоюзом составил 4,1 млрд долларов. Товарооборот с Россией оказался в несколько раз ниже — порядка 820 млн долларов.

Россия в основном экспортирует в Молдову нефть, газ, продукты питания, удобрения и промышленное оборудование, а импортирует сельхозпродукцию. ЕС отправляет в Молдову минеральное топливо, электрическое оборудование и транспортные средства, а привозит оттуда также электрооборудование и материалы (в частности, изолированные провода и кабели), одежду, швейные изделия, семена (в первую очередь семена подсолнечника).

Большим ударом по молдавскому сельскому хозяйству стало введенное Россией в 2013 году эмбарго на ввоз молдавских вин – якобы из-за их плохого качества. Еще более ощутимый удар был нанесен спустя год: Россия ввела таможенные пошлины на молдавские мясо, овощи, фрукты, зерновые культуры, сахар, солодовое пиво, виноградное вино и другие спиртные напитки. Меры были приняты после того, как Молдова подписала с ЕС соглашение об ассоциации, которое предусматривает создание между ними зоны свободной торговли. В начале января 2019 года пошлины были временно отменены. Через полгода Додон на своей странице в Фейсбуке написал, что «по просьбе президента Молдовы Российская Федерация согласилась продлить льготы по беспошлинным поставкам молдавских товаров».

Молдавская энергетика почти на 100% зависит от российского газа, и он остается одним из немногих рычагов давления Москвы на Кишинев. Его поставками на территорию республики занимается «Газпром». При этом в конце прошлого года, еще до инаугурации, Санду заявила, что Молдова не будет возвращать России долг в 7,5 млрд долларов, который накопили жители Приднестровья. А через два дня после парламентских выборов «Газпром» объявил, что намерен взыскать с «Молдовагаза» (совместное молдавско-российское акционерное общество, созданное «Газпромом», Правительством Молдовы и Министерством промышленности Приднестровья) задолженности в 370,5 млн долларов за поставленный в 2018 году газ.

Еще один рычаг давления – мигранты. В начале 2019 российские власти объявили о «миграционной амнистии» для молдаван. Те из них, кто нарушил сроки пребывания в РФ, могли в течение двух месяцев выехать из страны, а потом вернуться обратно и начать жизнь в России «с чистого листа». Как тогда заявил Додон, в РФ находилось около полумиллиона трудовых мигрантов из Молдовы (население страны — 4 млн человек). При этом официально в России находилось около 280 тыс. граждан Молдовы Позже Додон планировал договориться с Москвой об очередной амнистии, но помешала пандемия.

Додон

Бывший президент Молдовы Игорь Додон во время интервью агентству ТАСС
Фотография: Валерий Шарифулин / ТАСС

Россия или ЕС: куда идти?

Один из главных вопросов, разделяющих Майю Санду и Игоря Додона, — геополитическая ориентация. Санду еще во время президентских выборов называли не иначе, как «прозападным кандидатом», а Додона, соответственно, «пророссийским». Такой расклад политических сил — отражение ситуации в самом обществе.

«Как только одна политическая сила объявляла направление на Запад, восставала другая половина, и все это превращалось в такое противостояние жесткое. И наоборот, как только появлялась сила пророссийская, начиналось жесткое противостояние с теми, которые считали иначе», — говорит Тулбуре.

Многие молдаване, заставшие Советский Союз, ностальгирующие по тем временам, сейчас традиционно голосуют за Додона и его партию.

«Они воспринимают Россию как Советский Союз. Люди не понимают, что нет уже империи, нет той системы отношений, потому что отношения между нынешней Россией и соседями никоим образом не могут строиться как отношения между политическим центром, имперским — Москвой — и Кишиневом периода Советского Союза», — добавляет директор Института устной истории Молдовы.

Бывший президент республики за эти годы не раз хвалился хорошими отношениями с Путиным и выражал восхищение политикой российского лидера.

«Владимир Путин для меня является во многом примером служения своему государству и своему народу. Я действительно очень многому научился у президента России, особенно в том, как защищать интересы государства и уметь принимать решения, несмотря на различные трудности и сложные ситуации», — заявил Додон в конце 2019 года в интервью «РИА-Новостям».

Экс-президент республики уверен, что теперь, когда вся власть в государстве сконцентрирована в руках сторонников Санду, ухудшение отношений с Россией неизбежно. Додон прогнозирует, что если сейчас Молдова будет вовлечена в геополитическую борьбу против России, то в скором времени новые власти уйдут под давлением протестов.

«Я думаю, что период хороших отношений с Россией, который продолжался на протяжении четырех лет, завершился. Я надеюсь, что президенту Майе Санду и ее партии, которая вчера одержала победу на парламентских выборах, хватит ума не обострять отношения с РФ», — отметил Додон.

Санду, в отличие от своего предшественника на президентском посту, о России старалась не говорить во время этой предвыборной кампании. Но вот Советский Союз она несколько раз упоминала в своих постах на Фейсбуке, например, в связи с годовщиной депортации молдаван при сталинском режиме.

Зато о Евросоюзе Санду писала с завидной регулярностью: о встречах с лидерами европейских стран, о помощи, которую Молдова получает от ЕС, о совместных проектах. Как считает Андрей Суздальцев, в ближайшее время молдавский лидер «поедет в новом качестве полного победителя в Брюссель, будет встречаться на высоком уровне». Скорее всего, она посетит Румынию. Эксперт не исключает, что она все-таки появится и в Москве.

Сама Санду также признает необходимость поддерживать отношения с Россией. В конце апреля она заявила, что хотела бы съездить в Россию с официальным визитом, но пока эти планы так и не были реализованы. Лидер республики тогда подчеркнула, что Кишиневу важны отношения с Москвой, учитывая, что в России живет огромное количество мигрантов из Молдовы. А еще Российская Федерация — один из важнейших рынков сбыта молдавских товаров, в первую очередь, сельскохозяйственных.

Кроме того, на территории Приднестровья еще с 1995 года расположена российская военная база. Майя Санду выступает за вывод войск РФ. Но, как считает Андрей Суздальцев, в ближайшее время сделать это точно не удастся.

«На эту российскую базу опирается Приднестровье как страна, самопровозглашенная республика. Конечно, Санду настроена, чтобы эти базы были ликвидированы. Но это невозможно. Необходимо вывезти огромные запасы боеприпасов. Они сохранились еще с советских времен. Часть из них уже невозможно вывезти, их нужно просто уничтожать как потерявшие срок годности. А кто их будет пропускать? Украина их не пропустит. Ситуация тупиковая».

В отличие от Санду, Додон — сторонник сохранения военного присутствия в Приднестровье. По его мнению, те, кто говорит о выводе войск, «либо не понимают, либо очень хорошо понимают этот вопрос и хотят провокаций, чтобы опять там всё разгорелось».

«Не надо трогать миротворцев. Они более двух десятков лет обеспечивают мир на Днестре. Благодаря им у нас не стреляют», — заявил в конце июня в эфире канала «Россия 24» экс-президент Молдовы.

Как Россия теряет власть на постсоветском пространстве?

Молдова стала еще одной страной на постсоветском пространстве, где власть в полном объеме перешла к людям, далеким от Кремля.

Пятидневная война в Южной Осетии в августе 2008 года поставила крест на когда-то добрых отношениях России и Грузии. Через две недели Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Дипломатические отношения двух стран были разорваны. По сей день в России нет грузинского посольства, а в Грузии — российского. Прямое авиасообщение между странами также было прекращено.

Сейчас президентом Грузии является прозападный политик Саломе Зурабишвили. Она родилась и выросла во Франции, работала в системе французского МИД, возглавляла посольство Франции в Грузии. В 2018 году Зурабишвили выиграла президентские выборы в Грузии. В своих выступлениях она неоднократно критиковала политику России в отношении ее страны и в частности «оккупацию» Южной Осетии и Абхазии.

В 2019 году во время акций протеста в Тбилиси Зурабишвили назвала Россию «врагом и оккупантом».

«Я хотела бы еще раз сказать, что раскол страны и общества и внутреннее противостояние никому не идут на руку, кроме России», — написала тогда Зурабишвили на своей странице в Фейсбуке.

Украина, пожалуй, самый яркий, самый очевидный пример того, как Россия утрачивает власть на постсоветском пространстве. В 2014 году в результате политического кризиса, спровоцированного акциями протеста, президент Украины Виктор Янукович бежал из страны. 22 февраля он был отстранен от власти Верховной Радой.

После присоединения Крыма и начала войны на юго-востоке страны отношения между Киевом и Москвой накалились до предела. Украина ввела ограничения на ввоз российских товаров и многочисленные санкции в отношении физических и юридических лиц из России.

Киев выбрал своим приоритетом сближение с Западом. Для россиян были изменены правила въезда на территорию Украины: попасть в страну по внутреннему российскому паспорту стало невозможно, только по загранпаспорту. Было прекращено прямое авиасообщение с Россией. С 2016 года приостановлено действие договора о зоне свободной торговли между двумя странами.

В 2017 году вступило в силу Соглашение об ассоциации с ЕС, которое подразумевает постепенное экономическое и политическое сближение Украины и Евросоюза.

В отличие от Грузии и Украины, Армения поддерживает добрососедские отношения с Россией, очевидных конфликтов между странами нет, Путин и премьер-министр Никол Пашинян проводят регулярные встречи на высшем уровне. Но в то же время Ереван не скрывает и своего стремления сблизиться с Брюсселем. Важным «звоночком» для Кремля стал отказ «старых» армянских властей еще в 2014 году признать Крым частью России.

Армения входит в число стран «Восточного партнерства». В марте этого года вступило в силу Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и Европейским Союзом. Как отмечается на официальном сайте «Восточного партнерства», «СВРП играет важную роль в модернизации Армении, в частности, оно сближает законодательство страны с нормами ЕС во многих секторах».

Автор Марика Димитриади