Бывшая телеведущая ГТРК «Камчатка» Александра Новикова победила на выборах в краевое заксобрание политического тяжеловеса, действующего депутата от “Единой России” Андрея Стукова. Разрыв составил 200 голосов. Новикова стала известна всей стране, после того, как расхохоталась во время записи телеэфира, читая новость о повышении социальных выплат. С госканала ведущей пришлось уволиться после организации акции в поддержку хабаровчан. Как удалось победить опытного единоросса, что думает об электронном голосовании и что планирует делать в новом качестве депутат Новикова рассказала RTVI.

На этих выборах практически никому удалось выиграть у действующего депутата, как это удалось вам?

Никакого секрета здесь нет, мой оппонент довольно известный в городе бизнесмен, но личность крайне непопулярная. Было большой ошибкой команды «Единой России» ставить его одномандатником. Несмотря на то, что я сильный соперник, его бы на этих выборах победила бы табуретка. Главной его ошибкой была — самоуверенность. Он не воспринял меня как соперника и решил, что для победы достаточно заклеить весь город листовками, повесить билборды и провести пару встреч с избирателями. Но и они были организованы плохо — приходило очень мало людей.

Люди устали, что им говорят, что все у нас хорошо, что им не говорят правду. Поэтому люди взяли меня на руки и занесли в Законодательное собрание. Проголосовали за меня.

Вы специально выбрали этот округ для выборов?

Да, я сама выбрала. Мы проанализировали настроение людей, прошлогодние довыборы в Гордуму, у КПРФ были неплохие позиции. И конечно, моя задача была посоревноваться с Андреем Стуковым и бывшим вице-губернатором Ириной Унтиловой, она шла первой по списку региональной группы. У этих людей репутация подмочена. Я не побоялась и была рада с ними побороться.

Вы знакомы с оппонентом? Были ли у вас дебаты?

Дебатов не было. Но мы встречались пару раз в ходе выборов. Первый раз мы пришли посмотреть на его встречу с избирателями. Пришло человек 5-6. Второй раз мы столкнулись в ходе трёхдневного голосования, он вёл себя странно, троллил меня, вроде бы взрослый мужчина, но позволял себе неэтичные шутки. Я ответила ему, что он продует и он мне продул.

Почему вы пошли от КПРФ, а не самовыдвиженцем?

Когда я решила идти на выборы, я прекрасно понимала, что самовыдвиженца просто не зарегистрируют. Один мой товарищ квалифицированный юрист Андрей Саркисян решил попробовать, он был уверен, что в судах, если что, отобьет своё право. Я же решила перестраховаться и пойти от партии. Саркисян не был зарегистрирован, хотя я лично собирала ему подписи и мы их собрали. Причиной отказа послужило отсутствие в подписных листах рядом с названием города Петропавловск-Камчатский уточнения, что это Камчатский край. Хотя даже закон говорит, что это позволительно и подразумевает, что человек собирает подписи в том городе, где избирается. 50 подписей забраковали. У нас уже шуткой стало, что Саркисян в Суздаль ездил подписи собирать. Абсурд, но даже Верховный суд отказал в регистрации.

Новикова

Фотография: @sashanovikova2015 / Instagram

Меня приглашали идти на выборы абсолютно все политические силы, даже «Единая Россия», правда последние года три они меня не зовут, по понятным причинам. На удивление КПРФ оказалась самой демократичной — они не поставили никаких условий. Я не член партии, но они мне помогли выдвинутся.

А другие ставили условия?

Я интересовалась «Новыми людьми» сама, но там подсчитали, что на мою раскрутку надо два миллиона рублей. На этом мы и попрощались. В другой партии сказали, что иногда надо будет голосовать, как скажет Москва, это не для меня.

А на чьи средства шла ваша компания?

Я тратила свои деньги, мне помогала моя семья, ещё помогла партия, КПРФ дала половину суммы на кампанию. Я сама ходила по городу, клеила листовки каждый вечер, говорила с людьми.

В инстаграме у вас тысячи подписчиков, но вот вы вышли агитировать на улицу, какая была реакция у людей?

Я была удивлена, обычно я хожу по городу и меня никто не узнает, а тут стоило мне назвать свою фамилию или говорила, что я телеведущая, меня сразу узнавали, улыбались и выражали свою поддержку. На улице я ощутила, какая у меня колоссальная поддержка. Я бы прошла на этих выборах по любому округу.

Не было ли против вас провокаций, не выдвигали ли двойников, как против Вишневского в Петербурге?

У нас такого не было. Кроме того, что на все наши агитационные пикеты, кубы сразу приезжала полиция. Избирательная кампания прошла тихо. Когда к нам приезжал депутат Госдумы (в июле на Камчатке был Алексей Куринный, прим. ред.), он предупредил, что кампания будет тихой, на это дана установка, чтобы не раздражать людей. Я думаю, что только поэтому я не выхватила жести, а она наверняка где-то могла быть.

У вас были аномальные очереди избирателей на участках, как по всей России?

Очереди были, но не с утра. Стояли бюджетники. Например на участке у колледжа искусств был огромные очереди. На одном из моих участков были приписаны пограничники, они шли стройными рядами. Это единственный участок, где я проиграла Стукову в 13 голосов.

Есть ли какая-то программа или план действий, что вы будете делать в Заксобрании?

Я поступила недальновидно, и плана у меня не было. Интуитивно я знала, что выиграю, но сомнения были. Что такое Заксобрание, и как оно функционирует, я знаю, свой план действий я разработаю, но сразу хочу сказать, что никаким благоустройством я заниматься не буду. У нас многие депутаты Заксобрания делают на этом упор и подменяют реальную работу установкой лавочек. Это их уровень. Когда я вела избирательную кампанию, мне было горько слушать старушек, которым ты рассказываешь, что можно сделать, а они тебя одёргивают и говорят: “Милая, ты мне лавочку поставишь?” Люди больше лавочек уже не ждут ничего от депутатов. Это страшно. И таких я встретила много. Они даже не понимают, что это не уровень депутата Заксобрания, не знают, что благоустройством занимается город. У нас медицина развалена, вот что меня волнует, а не лавочки.

Новикова 2

Фотография: @sashanovikova2015 / Instagram

Мне предстоит огромная работа, я заведу тетрадь и буду записывать, что от меня ждут люди, мои избиратели. Я готова к тому, что они превратят мою жизнь в ад, проблем много и душа у них болит сильно. Не скрою мне предстоит многому научиться, я не знакома с процедурой принятия бюджета Края, а это основная обязанность депутатов Закса.

После увольнения с ГТРК вас больше не показывали по телевидению, во время выборов ситуация изменилась? После победы они будут вынуждены вас показывать, как вы к этому относитесь?

У меня была возможность использовать бесплатное эфирное время, пять раз показать по «России 1» агитационный ролик на 30 секунд. Я не стала этого делать, решила не нервировать своего бывшего руководителя и, если честно, считаю это бесполезным и неэффективным. Телевидение в том виде, который сейчас есть, смотрит всё меньше и меньше людей.

Я не уверена, что они будут меня показывать, они не показывают популярных политиков. Даже если съемочная группа поехала и сняла популярного политика, а в правительстве узнают, что такой материал готовится, сразу будет звонок моему бывшему шефу и материал не выйдет. Но меня это не волнует, я уверена, что я окажусь снова в моей студии, но уже в другом качестве.

Вы следили за выборами в других регионах? Что думаете об электронном голосовании?

Следить получилось вполглаза, я была занята своими выборами. Конечно, электронное голосование всё перевернуло с ног на голову. С самого начала мне было понятно, для чего оно задумано. Когда мои родственники улетели на время выборов с Камчатки и сказали, что будут голосовать через Госуслуги, я им сказала, лучше не голосуйте вообще. Удивляет наивность людей, которые этого не поняли и удивлены. Государство, в том виде, в котором оно существует в России нам не друг. Оно нам — хозяин. Оно требует беспрекословного повиновения и послушания. Неужели вы думали, что оно позволит вам выразить свою волю через электронное голосование. Конечно, нет. Я видела, что в Ставрополье и Москве на выходных будут сходы против результатов электронного голосования.

Я девять лет работала в комиссии на выборах. Вышла оттуда, когда было голосование по поправкам в Конституцию, потому что считаю, что участвовать в этом было стыдно. Со мной ушла вся моя команда и они работали со мной на выборах. Я как бывший член УИК. Могу вам сказать, что мы были всегда заинтересованы, чтобы выборы прошли без проблем и чисто. За все эти годы нам ни разу не принесли чемодан денег и не попросили сделать вброс за кого-то и не пытались нас запугать. В моем городе опыт такой. Но я вижу в интернете вбросы, вижу, как их много и радуюсь, что живу на Камчатке и у нас такого нет. Все-таки жизнь в глубинке отличается от крупных городов. Относительно несогласия с результатами выборов, я считаю так: если люди недовольны результатами электронного голосования, они имеют полное право выйти на протест. Я всегда поддерживаю людей и их протест, их несогласие с политикой властей. Часто пишут, что я за Фургала, я не за Фургала, я за народ Хабаровска, я не за Навального, я за людей, которые протестуют. К Навальному у меня много вопросов есть.

После вашего ухода с ГТРК писали, что вы уедете с Камчатки, но вы остались.

У меня были три серьезных предложения по работе за пределам Камчатки, но мы просто не договорились. Но буду честна, из своего родного города, за 36 лет я уезжала дважды, и всегда возвращалась. У меня здесь мама, могилы любимых людей.

Алексей Сочнев