Сразу несколько американских изданий со ссылкой на анонимные источники в Белом доме сообщили, что российская военная разведка предлагала боевикам «Талибана» (движение запрещено в России) деньги за убийство американских солдат в Афганистане. Журналисты даже назвали связного, через которого, по их данным, шло финансирование таких операций — это афганский наркоторговец Рахматулла Азизи. При этом и Россия, и талибы, и Белый дом отрицают обвинения, а доказательств, которые могли подтвердить сделку ГРУ с боевиками, до сих пор никто не предоставил. Подробности — в материале корреспондента RTVI в Нью-Йорке Бориса Кольцова.

Публикацию New York Times о сговоре моментально опровергли как талибы, так и российские официальные лица. Но в новейшей истории Москва часто шла в отказ. Например, долго не признавала своим спецназ, который захватил украинский Верховный совет Крыма перед назначением референдума, и вряд ли когда-то признает отравление Скрипалей «Новичком». Возможно, в мемуарах ГРУшников мы еще прочтем, как осуществлялось финансирование охоты талибов на иностранный военный контингент в Афганистане. Но сегодня первая реакция — «Что за бред?» — легко объяснима. Зачем заказывать у потенциального врага скальпы союзников по борьбе с международным терроризмом?

Иван Коновалов, военный обозреватель: «Конечно, это абсолютный фейк, по крайней мере, в России другого мнения ни у кого нет. В принципе выбор пиарщиков Демократической партии был сделан правильно. Еще Гебельс сказал: „Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верят”. Но здесь уж совсем перебор, и я не думаю, что кто-то в принципе в это поверит».

New York Times — одна из самых читаемых газет, поэтому поверили многие. К тому же на протяжении всей недели журналисты публиковали новые подробности. Например, о том, кто участвовал в переправке денег из России в Афганистан и когда разведданные впервые появились на столе у президента. Два источника называют 27 февраля. Но Трамп об этом не знал: разведсводку он не читает, а в устной форме ему об этом не говорили. Это официальная версия администрации.

Роберт О’Брайен, советник по национальной безопасности США: «Человек, который ранее принял решение, должен ли президент быть проинформирован об этом на брифинге в Овальном кабинете, — высокопоставленный государственный служащий, офицер ЦРУ. Она приняла это решение, потому что не доверяла поступившим данным разведки».

Об угрозе американцам в Афганистане со стороны России Дональд Трамп узнал из газет, которые давно называет лживыми. И теперь продолжает демонстративно не верить источникам журналистов в спецслужбах. Тем более что в разведсообществе мнения разделились, и, например, Агентство национальной безопасности не считает данные, которые ЦРУ добыло на допросах пленных талибов, заслуживающими доверия.

Дональд Трамп, президент США: «Многие люди из разведки даже не верили, что это вообще происходило. Я думаю, что это обман. Я думаю, что это обман газет и демократов».

Афганистан 1

Фотография: Hoshang Hashimi / AP

В итоге президент Трамп уже почти неделю упорно не замечает взрыв информационной бомбы и вместо жесткой реакции продолжает настаивать на приглашении Владимира Путина на саммит «Большой семерки». Претендент на президентское кресло от демократов уже называет подобное поведение не иначе, как предательством.

Джо Байден, 47-й вице-президент США: «Все его президентство было подарком Путину. Но это уже за гранью. Это предательство самого священного долга, который мы несем как нация, — защищать и поддерживать наши войска, когда мы отправляем их в опасный путь. Это предательство всех американских семей, в которых любимые люди служат в Афганистане или где-либо еще за границей».

Случайно или нет, но к коронавирусу и протестам в предвыборное лето добавилась еще и очередная порция подозрений в зависимости американского лидера от российского. Одни объясняют это старыми бизнес-связями империи Трампа в Москве, друге бизнес-планами на будущее. А спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси видит в такой лояльности наличие у Путина компромата на Трампа.

Айвен Иланд, директор Центра развития мира и свободы: «Многим американцам кажется, что он принимает сторону Путина, а не собственных спецслужб. По крайней мере, он так делает второй раз. Трамп сделал это однажды в Хельсинки, когда его спросили, вмешивались ли русские в выборы в США в 2016 году? Он занял тогда сторону Путина, который стоял рядом на трибуне. Теперь он сделал это снова, заявляя, что разведданные — фальшивая новость. То же самое говорят русские и талибы».

Ариэль Коэн, политолог: «У Трампа действительно есть необъяснимые чувства к России и лично к Владимиру Путину. Более того, это большая геополитическая игра, потому что Трампу интересно создать коалицию против Китая, в которой будет принимать участие и Россия. И это объясняет приглашение Путина на саммит G7, приглашение, которое отвергли и британцы, и немцы, и все остальные».

Если Трамп действительно стремится переиграть китайского лидера в гонке за мировое лидерство, то незначительные потери в почти законченной войне вряд ли остановят хозяина Овального кабинета на пути к глобальной цели — заполучить сильного союзника в лице Владимира Путина. Тем более, что возможное спонсирование российскими спецслужбами атак на американских военных не идет ни в какое сравнение с операциями США на афганской земле во время советского вторжения.

Борис Юлин, историк: «Во-первых, были вполне официальные расходы бюджета Соединенных Штатов на Афганскую войну. Во-вторых, были прямые поставки вооружений. Самые известные — это поставки, которые не могли быть проведены через третьи руки, прямые поставки переносных зенитно-ракетных комплексов „Стингер”».

афганистан2

Фотография: Jose Luis Magana / AP

Американская поддержка сопротивления советским войскам в Афганистане стала продолжением политики Рейгана по втягиванию СССР в гонку вооружений, которая закончилось экономическим крахом и развалом Советского Союза. А вот ради чего разведывательное управление России могло заказывать талибам американцев, не так очевидно. Все та же Нэнси Пелоси говорит о реванше за проигранную Советским Союзом Афганскую войну. Но есть и другие версии.

Ариэль Коэн, политолог: «Я лично знаю, что Россия поддерживает отношения с „Талибаном” и стала помогать ему, чтобы выдавить американцев из Афганистана. Особенно после сирийских событий, когда с вооруженного пушкой 105 мм „Геркулеса” расстреляли российских наемников ЧВК „Вагнер”, меня абсолютно не удивляет что могла прилететь обратка в Афганистане и что эти скальпы проплачивали».

Как бы долго не продолжался спор американских спецслужб о достоверности разведданных о связи ГРУ с талибами, этот скандал уже реальность политической жизни Вашингтона. И с каждым днем давление на Дональда Трампа растет, потому что возмущены не только демократы, но и республиканцы.

Лиз Чейни, член Палаты представителей от Вайоминга: «Противники США должны знать и не сомневаться, что любая атака на американские войска со стороны русских или кого-либо еще столкнется с очень быстрым и смертоносным ответом».

В Конгрессе США уже обсуждают новые санкции в отношении России, в числе которых заморозка активов Владимира Путина, Сергея Шойгу и «приближенных к Кремлю олигархов».

Неопровержимых доказательств сделок ГРУ с талибами пока нет, но если они появятся, то есть еще одно логичное объяснение сговора. Трамп стремится поскорее вывести войска из Афганистан, а это, в первую очередь, зависит от успеха переговоров с лидерами движения «Талибан». Для России южный сосед без войск США крайне опасен потенциальным распространением влияния талибов на Среднеазиатские республики. И сдерживание их на бывшей границе СССР, как в середине 90-х, равносильно еще одной военной кампании. В общем, геополитический интерес на самом деле есть или скорее был, потому что мирное соглашение Соединенные Штаты и талибы заключили в конце февраля этого года. Формально Белому дому сейчас ничто не мешает закончить эту 19-летнюю войну, оставляя Кремль один на один с религиозными фанатиками на юге.