Основатель Virgin Galactic Ричард Брэнсон исполнил детскую мечту. 70-летний миллиардер совершил суборбитальный полет на собственном космоплане Unity. Он поднялся на высоту 86 км, провел несколько минут в невесомости, а затем успешно приземлился. Теперь исполнения своей мечты ждут будущие космические туристы, которые купили билеты у Брэнсона еще в 2011 году. Бизнесмена уже поздравили его конкуренты Илон Маск и Джефф Безос. Зачем американские миллиардеры стремятся в космос и как с этим обстоят дела в России, разбиралась корреспондент RTVI Татьяна Бур.

Ричард Брэнсон, основатель Virgin Galactic: «Следующему поколению мечтателей: если мы смогли сделать это, только представьте, что можете вы!»

Самое вдохновляющее видео в своей жизни 70-летний глава Virgin Galactic Ричард Брэнсон записал в невесомости, на высоте 86 км над землей, исполнив собственную детскую мечту и открыв космос абсолютно для всех. Пока — для всех богатых, но все же, снимая ограничения по возрасту, полу и физической подготовке.

Билеты на суборбитальные полеты миллиардер начал продавать еще в 2010-х, обещая вот-вот отправить к звездам любого, у кого есть $250 тысяч. Примерно за пять лет продали около 900 билетов на $225 млн, об этом заявлял сам Брэнсон. Но первый полет состоялся на 10 лет позже объявленного срока.

Одним из будущих космических туристов Брэнсона стал сооснователь «Евросети» Тимур Артемьев. Он уже посчитал, что при оптимистичном сценарии, когда два корабля Virgin Galactic будут возить по восемь туристов в месяц каждый, российский предприниматель со своей супругой смогут испытать невесомость в 2022 году. Пока места у иллюминатора занимают мечтатели, но фактически этот старт открыл новую эру более быстрых и экологичных перелетов.

Тимур Артемьев, предприниматель и инвестор: «Представьте себе, что вам нужно лететь в Сидней. И вам реально нужно провести 20 часов в воздухе, преодолевая сопротивление земной атмосферы. При этом вам нужно нести на себе громадное количество топлива и за последние часы полета это топливо сжечь. Это огромная нагрузка, колоссальная. А теперь представьте себе, что вам нужно взять в два раза больше топлива: не только горючее, но и окислитель. Но все, что вам нужно, это пролететь 100 км вверх, потом пролететь через космос без сопротивления воздуха, буквально за пару часов максимум, и еще 100 км вниз. То есть не 10 тысяч, не 15 тысяч, а 200 километров. И все, и вы на месте. И это дешевле».

Это обязательно будет дешевле — конкуренция за частный космос только набирает обороты. Ричард Брэнсон планировал лететь не в первом, а во втором полете Unity с участием пассажиров. Но нужно было опередить основателя Amazon Джеффа Безоса, чей старт на собственном космическом корабле New Shepard намечен на 20 июля.

Разозленный Безос — вернее, его компания Blue Origin — опубликовала в твиттере инфографику, где сравнила два корабля не в пользу Unity и отказалась считать полет Брэнсона космическим, поскольку он не пересекает так называемую линию Кармана, отметку в 100 км, откуда начинается космос.

В начале года компания Axiom Space назвала имена первых туристов, которые отправятся в полет на корабле Илона Маска Crew Dragon. Командиром экспедиции станет бывший астронавт NASA Майкл Лопес-Алегрия. Говорят, компания активно ищет и нанимает космических пилотов для будущих туристических полетов: к Axiom присоединилась и первая женщина-командир МКС Пэгги Уитсон. Предложения поступали и российским космонавтам.

Сергей Рязанский, герой России, летчик-космонавт: «У них на самом деле, у каждого из них, идей множество. И мне кажется, что это здорово, когда люди без оглядки на объяснения налогоплательщикам, зачем нам тратить деньги на дорогую игрушку „Космонавтика“, ведь если она окупится, она окупится через много лет, через много полетов. Но то, что это надо развивать, это факт, иначе мы топчемся на месте. Национальные агентства в этом плане гораздо более зажаты в рамках каких-то правил, традиций и обязанностей».

Политика NASA — выделять гранты разным проектам. Это позволяет поддерживать конкурентную среду и двигать технологии вперед. Например, поддержку получает немного отставший сейчас от Space X Boeing. New Shepard, помимо самого Безоса, его брата, 82-летней астронавтки Уолли Фанк и пока неизвестного пассажира, заплатившего за билет $28 млн, в космос отправит еще и оборудование NASA — для испытаний.

Николай Моисеев, ведущий конструктор Final Frontier Design: «В США большое количество малых фирм принимает участие. Есть большая программа по поддержке малого бизнеса. Даже гранты выделяют на конкурсной основе. Объявляют тему: нужно разработать то-то и то-то. Фирмы присылают свои предложения, в NASA выбирают лучшее».

Николай Моисеев сам через это прошел. Как ведущий молодой конструктор научно-производственного предприятия «Звезда» в 2006 году в России он получал 10 тысяч рублей в месяц. Основав частную компанию по производству скафандров в США, он заключает миллионные контракты с NASA. Основатель сотрудничавшей с Роскосмосом российской частной космической компании Dauria Михаил Кокорич тоже уехал в США, создав новый проект Momentus Space.

В США есть понятие New Space, новый космос. Это компании, которые зарабатывают тем, что предоставляют услуги государству и частным клиентам. В России проектов пока не так много. В основном это производители спутников, а также легких и сверхлегких ракет. Они занимаются сбором и анализом данных. Пилотируемая космонавтика для них — слишком дорого.

Олег Мансуров, гендиректор Success Rockets: «Пилотируемая космонавтика требует большого количества и денег, и технологий. У нас в стране, к сожалению, с длинными деньгами не так хорошо. И особенно в частном секторе. К примеру, у нас на сегодняшний момент нет ни одного венчурного фонда, который финансирует проекты космической тематики».

Хотя амбициозные планы были. В апреле 2021 года закрылся «Космокурс», который хотел отправить первых туристов в космос в 2025 году. Проект S7 с плавучим космодромом «Морской старт» тоже законсервирован. Теперь о планах коммерческих пилотируемых запусков заявляет «Главкосмос» и даже анонсирует скафандры, которые туристы смогут выкупить.

Впрочем, своего гражданского Россия — страна-родоначальник космического туризма — в этом году тоже запустит. В декабре на корабле «Союз» впервые за последние 12 лет к МКС отправится японский бизнесмен Юсаку Маэдзава, вместе со своим помощником. Пока он проходит все те же этапы, что и летавшие на «Союзах» туристы до него, о чем подробно отчитывается в соцсетях. Маэдзава также выкупил все 12 мест на корабле Space X Илона Маска, чтобы совершить первый туристический полет к Луне в 2023 году. Восемь мест он отдаст людям, которые пройдут специальный отбор.

Денис Ефремов, гендиректор оператора стратосферных полетов «Стратонавтика»: «Японец — это как раз доказательство, что у России вполне себе есть перспективы. Потому что у него уже был оплаченный полет с Маском, но, несмотря на это он все равно заплатил за полет на российском „Союзе“. Мало того, и обеспечить выход в открытый космос мы тоже предлагаем туристам. Есть такая возможность, просто это еще дороже».

Но все это еще далеко от массового туризма. На этот раз, после полета Брэнсона, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин обошелся без шуток про батут.

Дмитрий Рогозин, глава Роскосмоса: «Надеюсь, что когда-нибудь и наши олигархи-миллиардеры начнут тратить свои деньги не на очередные яхты и ярмарки тщеславия, а на развитие космических технологий и знаний о космосе».

Morgan Stanley прогнозирует, что к 2040 году выручка мировой космической отрасли вырастет втрое: с $350 млрд до $1 трлн. А лидеры определяются сейчас.

Олег Мансуров, гендиректор Success Rockets: «По сути, мы сейчас наблюдаем рост спейс-теха или технологий, связанных с космосом, во всем мире. Появляется очень много новых игроков, причем старые игроки очень быстро начинают терять свои позиции на рынке. И вот какую позицию займет современная космонавтика в лице или государственных структур, или частных компаний, будет определяться в течение ближайших 10 лет».

Коллеги-конкуренты Джефф Безос и Илон Маск поздравили Ричарда Брэнсона с успешным завершением космического шоу. Маск даже купил билет. Еще два места на ближайших запусках Unity Брэнсон решил разыграть, показав, что космос сейчас — не только для богатых, но и для везучих.