В начале сентября российские власти заговорили о нехватке трудовых мигрантов из-за закрытых границ. От этого пострадало множество сфер экономики — строительство, сервисы доставки, такси, фермерское хозяйство. Отсутствие мигрантов в ближайшее время может привести к росту цен на недвижимость и на разные сервисы, включая доставки. И если для россиян ситуация выглядит не очень оптимистично, то мигранты от этого только в выигрыше — им начали повышать зарплаты и улучшать условия труда. Подробности о миграционном кризисе — в материале RTVI.

В середине октября мэр Москвы Сергей Собянин, выступая на телеканале «Россия-1», заявил, что в Москве число трудовых мигрантов снизилось на 40%. По его словам, это повлияло на рынок труда, а особенно пострадала жилищно-коммунальная сфера.

«Это ручной труд, это лопата, метла, лом. Далеко не все москвичи готовы работать на таких работах. Но потихоньку все равно решаем и эту задачу, очень много механизации. Привлекаем людей из других регионов», — сказал тогда столичный градоначальник.

Власти второго по величине в России города, Санкт-Петербурга, вскоре тоже начали жаловаться на эту проблему. 23 октября председатель городского комитета по труду и занятости города Дмитрий Чернейко рассказал о «колоссальном» дефиците работников в сферах общепита, торговли и строительства.

Чернейко отметил, что дело не только в иностранных мигрантах. «Они, наоборот, остались, потому что из-за пандемии границы закрыты. Однако уехали люди, которые приезжали ранее из других регионов. Их тоже надо кем-то заменять», — подчеркнул он.

Одной из самых пострадавших отраслей стало строительство. Вице-премьер Марат Хуснуллин говорил в сентябре, что строителей в России не хватает, так как основной приток был из ближнего зарубежья. Особенно, по его словам, пострадал Дальний Восток, где ориентировались на рабочую силу из Китая. «Но мы в основном справляемся с поставленными задачами», — заметил он.

Тем не менее, писал РБК, в Ленинградской области из-за оттока мигрантов могут вырасти цены на недвижимость — причиной стали выросшие зарплаты строителей и подорожавшие из-за ограничений комплектующие. Президент «ЛенОблСоюзСтроя» Руслан Юсупов рассказал изданию, что рабочие стали хозяевами положения, а компании начали переманивать их друг у друга и поднимать зарплаты.

Как отмечал «Коммерсантъ», сокращение мигрантов может привести и к увеличению стоимости доставки готовых блюд и продуктов. Некоторые компании уже в тестовом режиме подняли цены в некоторых районах для ограничения спроса, отмечала газета. Кроме того, уже сейчас клиенты жалуются на то, что им долго везут заказ, а в некоторых случаях и вовсе не привозят.

Dilivery

Фотография: Игорь Иванко / Коммерсантъ

В сервисе доставки еды Delivery Club RTVI рассказали, что «осень — высокий сезон на рынке доставки», а потребность в курьерах растет каждый год. Компания не ощутила на себе нехватку людей, там отметили, что количество желающих устроиться на работу растет. В частности, на этой неделе показатель вырос на 17% по сравнению с прошлой.

«Доставка — самый доступный на сегодняшний день способ найти подработку, мы как самый большой игрок аккумулируем наибольшее количество заявок от соискателей, поэтому в целом мы оцениваем ситуацию на рынке труда как стандартную. Плюс стоит добавить, что Delivery Club доставляет собственными курьерами только часть заказов, остальные заказы доставляются курьерами самих ресторанов, работающих с сервисом в формате маркетплейса», — добавили в компании.

Руководитель внешней пресс-службы сервиса «Самокат» Кирилл Жарков рассказал RTVI, что многие их партнеры, которые занимаются аутсорсингом персонала, столкнулись с нехваткой мигрантов. «Но нас эти проблемы коснулись в меньшей степени. Исторически в „Самокате“ более 70% сотрудников доставки — это студенты и местные жители, которые выбирают работу с удобным графиком рядом с домом», — пояснил он.

Самокат

Фотография: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

По словам Жаркова, во время первой волны коронавируса к ним устроилось большое количество людей, которым пришлось сменить сферу деятельности. «Так, среди курьеров „Самоката“ появились бывшие администраторы, официанты, ведущие мероприятий и представители других профессий», — добавил он.

Сокращение миграции подтверждает и официальная статистика. По данным МВД, с января по сентябрь 2020 года на миграционный учет поставили 7,5 млн человек. Для сравнения, в 2019 году этот показатель был 14,9 млн. Сильно упало и количество выданных патентов на работу. Если в 2019 году эта отметка была на уровне 1,5 млн, то в 2020 году цифра уменьшилась до 935,5 тысяч.

Руководитель портала по поиску работы для иностранцев Migranto.ru Светлана Саламова рассказала RTVI, что сейчас есть нехватка и в складских рабочих, а также в агропромышленном секторе и лесозаготовках. Она отметила, что дефицит появился в сферах, где нужен тяжелый физический труд.

По словам Саламовой, проблема не в том, что мигранты уехали в свои страны, поддавшись панике, хотя это тоже сыграло роль. А в том, что из-за закрытых границ не приезжают новые люди. Ведущий научный сотрудник РАНХиГС Юлия Флоринская подтвердила это в разговоре с RTVI. Еще одной причиной отъезда она назвала падение рубля. Флоринская отметила, что самый большой приток трудовых мигрантов приходится на весну и лето, когда как раз были закрыты границы.

Благодаря уменьшению конкуренции у оставшихся мигрантов появился большой выбор рабочих мест и увеличились доходы. «Если раньше средняя зарплата была 26-28 тысяч, то сейчас ее поднимают до 45, и люди не очень-то идут. Эта сумма сейчас не очень большая для мигранта. У нас даже стали появляться зарплаты на 50 тысяч. Мигранты встали на один уровень с россиянами и также участвуют в выборе вакансий», — рассказала Саламова.

С сентября Россия начала постепенно открывать границы со странами СНГ. Несмотря на это, приток мигрантов не увеличился. Саламова подчеркнула, что сейчас в страну идет лишь «маленький ручеек» и до привычных показателей далеко.

Одно из препятствий в том, что сейчас из СНГ летает небольшое количество рейсов. Кроме того, въезжать иностранные граждане могут только из своих стран. «Там либо цены на билеты очень высокие, а те бил, что есть, раскуплены», — добавила она.

мигранты в аэропорту

Фотография: Алексей Романов / Коммерсантъ

Саламова и Флоринская заметили, что пострадала из-за пандемии не только внешняя, но и внутренняя миграция. «Мне знакомые аутсорсеры рассказывали, что раньше они годами возили одни и те же бригады из регионов в Москву в определенные сезоны. Сейчас, перед второй волной, многие вахтовики не поехали. Кто-то, например, испугался, что останется вдали от дома на карантине», — объяснила Саламова.

Кроме того, все эти годы, отметила она, люди метались между Москвой и своим регионом, не замечая, что дома тоже появилась работа. «Появились вакансии и московский опыт начал цениться. Они за меньшие нагрузки, за меньшие проблемы могут получать такую же зарплату и никуда не ездить. Сейчас идет перераспределение рабочей силы», — пояснила она.

Флоринская же сказала, что между внешней и внутренней миграцией была конкуренция, но мест хватало всем. Сейчас же активность внутренней миграции также уменьшилась. Причиной этому, сказала она, стал «полуоткрытый режим» и проблемы многих компаний.

Глобально изменить потоки миграции пандемия в будущем не сможет, отметила Флоринская. «Средняя Азия все равно будет ехать сюда, потому что те направления, которые существуют для них, пока немногочисленны и не могут привлечь большое количество мигрантов. Поэтому в ближайшие годы альтернативы России нет. Украинские и молдавские мигранты и так сокращаются. Думаю, что такой перерыв будет способствовать еще большему их уменьшению», — констатировала она.