В последний год многое изменилось — по известным причинам. Люди изолировались, одомашнились и столкнулись с проблемой: а чем бы еще заняться? И пока одни просто медленно теряли подвижность, другие дали волю творчеству и всерьез занялись своими хобби. Так поступил и герой нашей истории Ноа, который недавно начал выкладывать в тиктоке и ютьюбе видео, где заставил играть на синтезаторе… грибы. Мы поговорили с Ноа и выяснили, что подтолкнуло его к этой идее и как именно обитатели лесов «пишут» музыку.

Знакомьтесь — это Ноа. Он живет в Северной Каролине и уже много лет пишет музыку. Но это не единственное его увлечение — в последнее время Ноа начал выращивать грибы. Когда грянула пандемия, он остался без работы и поначалу решил создать свой собственный «связанный с грибами» бизнес.

В один момент комната, где Ноа сочинял музыку, превратилась еще и в настоящую ферму, на которой росли вешенки и даже кордицепс — гриб, который превращает насекомых в зомби. И вдруг музыканта посетила идея: что если объединить два своих увлечения?

Ноа вспомнил, как читал, что пропущенные через организмы сигналы могут превращаться в звуки, и принялся за дело. Еще до пандемии он работал на производстве модульных синтезаторов и в теории понимал, как это все можно провернуть. А в электротехнике самоучка Ноа всегда неплохо разбился.

Сначала музыкант хотел играть по-крупному и своими руками с нуля создать модуль сонификации биоданных — именно так называется этот хитрый процесс. Вот только выращивание грибов отнимало слишком много времени, и в итоге Ноа «согласился» на уже готовое устройство.

«Грубо говоря, сонификация биоданных использует ту же технологию, что и детекторы лжи. Через субъекты пропускают слабый ток и измеряют сопротивление или импенданс. Разница в сопротивлении затем конвертируется в сигналы, которые можно использовать в музыке. Я могу настроить модульный синтезатор так, чтобы эти сигналы отвечали за то, какой звук воспроизвести, его высоту и тембр, а также как долго он будет играть»

Каждый гриб звучит по-своему — Ноа связывает это со стадией роста и количеством воды. Больше того, если изменить расположение электродов на одном и том же грибе, в итоге может получиться абсолютно разная музыка. А еще длинные и объемные грибницы дают больше пространства для разнообразия звуков — у грибов с небольшим мицелием медиатека куда скромнее.

Впрочем, не грибами едиными — Ноа также подключает к синтезатору разные кристаллы. Так уж вышло, что у его жены есть собственный магазинчик, в котором они и продаются. И в этой области музыкант-грибник считает себя первопроходцем.

«Когда мне было лет десять, мне приснилось, что кристаллы начнут светиться, если их обмотать проволокой и подключить к батарейке. Я умолял родителей купить мне держатель для батареек, зажимы-крокодилы и проволоку. Они поддались уговорам, но когда я подключил все к кристаллу кварца, естественно, ничего не произошло. Но я вспомнил об этой истории 20 лет спустя, когда задумал подключить кристаллы к синтезатору»

Чтобы заставить кристаллы «петь», Ноа все же обмотал их проволокой и, собственно, подключил к синтезатору. Наученный опытом, он понимал, что что-то должно получиться, но такого результата никак не ожидал. Кристаллы — неживые твердые вещества (!) — и правда обрели «голос».

@mycolyco

##crystals playing ##synths close your eyes and ##meditate ##rosequartz

original sound — Noah

Даже спустя время Ноа до конца не понимает, что именно создает в кристаллах импульсы — появляются ли они сами по себе, или же проволока работает как импровизированная антенна и ловит какие-то сигналы. При этом все кристаллы звучат по-разному, а если окружить «солиста» другими камнями, мелодия тоже может поменяться.

Музыка Ноа, конечно, пока не похожа на то, что можно добавить в свой плейлист и слушать по пути на работу. Однако природно-электронные напевы отлично подходят для медитации. По крайней мере, сам Ноа в этом уверен. А свои мелодии он советует слушать «очень внимательно» — лишь тогда появится нужный эффект.

«Если честно, я не уверен что между практикой „глубокого слушания“, как ее описывала Полина Оливерос, и медитацией есть такая уж большая разница. Мне кажется, „глубокое слушание“ — полезный инструмент для огранки мелодии, который делает связь слушателя с музыкой наиболее прочной»

Да и вообще, дальше — больше. В ближайшем будущем Ноа планирует поэкспериментировать с музыкальными сэмплами. Возможно, ему удасться научить грибы имитировать — воспроизводить не просто звуки, а его собственный голос или какую-нибудь классическую музыку. Для этого нужен новый технический модуль, много терпения и немного удачи.

А еще у Ноа есть цель — сделать творчество своим главным источником дохода. Музыкант-грибник-электротехник уже начал осваивать соцсети, чтобы рассказывать о себе подписчикам. Спустя две недели у Ноа даже появился спонсор на патреоне (и он очень этим гордится). Но все же для музыкально-грибной индустрии — это только начало.