Советника главы «Роскосмоса» и бывшего спецкора «Коммерсанта» Ивана Сафронова 7 июля арестовали по подозрению в госизмене. Коллеги-журналисты уверены, что его преследуют за его публикации, и требуют освобождения. Алексей Навальный с ними не согласился и назвал Сафронова «путинским чиновником». Такая позиция оппозиционного политика столкнулась с резкой критикой журналистского сообщества. Об аргументах обеих сторон конфликта — в материале RTVI.

Навальный о «путинском чиновнике» Сафронове

Дело против Сафронова Навальный впервые прокомментировал вечером 9 июля на своем ютьюб-канале «Навальный LIVE». По его мнению, о журналистской солидарности в случае в Сафроновым не может идти и речи, поскольку задержали чиновника, а не журналиста. «Я считаю бесчестным и лицемерным, когда нам говорят: арестован очередной журналист, давайте защищать журналистов. Иван Сафронов — советник Рогозина, он пиарщик главы „Роскосмоса“», — заявил политик.

Навальный отметил, что после прихода в госкорпорацию Сафронов совсем перестал обращать внимание на весь «беспредел», который происходит в России. «Зайдите в его Twitter — там ноль слов про „обнуление“ Путина, ни одного слова в поддержку коллег-журналистов, в частности Прокопьевой. Потому что ему было хорошо. Он был прекрасным путинским чиновником», — сказал Навальный.

Политик считает, что сейчас журналистское сообщество ведет себя предвзято и просто пытается защитить своего старого «друга Ваню». «Звучат мнения его коллег: „Ваня просто любит космос“. Ваня просто любит деньги, и поэтому Ваня пошел в „Роскосмос“. Человек, который идет работать пиарщиком, советником Рогозина, — у этого человека нет никаких моральных принципов, нет ни малейшей совести», — заявил глава ФБК.

По словам Навального, он лично с Сафроновым не знаком, а за его журналистской деятельностью следил не пристально. Но несмотря на свою отношение к самому Сафронову, кампанию в его защиту оппозиционер решил поддержать — в ней «много правильного». Разбирательство по любому уголовному делу должно быть открытым и честным. «Если он шпион и изменник — покажите доказательства. А если у вас вместо доказательств „это секретно, это секретно и это секретно“, то это не дело, а липа», — заявил Навальный.

«Какая же ты сволочь, Леша»

Позиция Навального по делу Сафронова вызвала неоднозначную реакцию со стороны российских журналистов. Многие с ним не согласились в резких выражениях. «Какая же ты сволочь, Леша. Все, кто не с нами, те против нас. <…> ****** [Черт], как же я ненавижу эти левацкие совковые манипуляции. Ненавижу слово «мерзость», но это она», — написала Ксения Собчак в своем телеграм-канале.

Активная полемика развернулась в твиттере журналистки «Эха Москвы» Татьяны Фельгенгауэр. В первом посте она отметила, что Навальный критикует Сафронова за продажность, но «забывает добавить», что арестовали того именно за статьи. «Если Вы, дорогой, АН, их не читали, это не значит, что Иван — бессмысленный журналист», — написала Фельгенгауэр. После этого у нее завязался спор со сторонниками оппозиционера.

Коллега Фельгенгауэр Александр Плющев, в свою очередь, напомнил, что однажды Навального тоже преследовали в качестве государственного чиновника. «И если бы люди тогда подходили к этому так, как сейчас подходит сам Алексей к кейсу Сафронова, он бы уже три года, как вышел, даже без УДО», — заявил журналист. О деле «Кировлеса» вспомнила и Ирина Воробьева.

Обсудили видео Навального и в открытой группе «СвободуСафронову!». «Я всегда говорила, что он как Путин, только без службы в ФСБ и без власти. А была бы власть, был бы Путин. Не в первый раз», — поделилась мнением телекритик Арина Бородина. Сотрудник «Ведомостей» Алексей Никольский объяснил слова оппозиционера личной неприязнью. «Для него журналисты „Коммерсанта“ и „Ведомостей“ не люди, а продажные лакеи Кремля и ипотечные рабы (на самом деле конкуренты за трафик, позволяющие себе иногда уклоняться от цитирования его гениальных „расследований“)», — написал Никольский.

В свою очередь, журналист Майкл Наки призвал не акцентировать внимание на Навальном и не забывать, что именно произошло с бывшим спецкором «Коммерстанта»: «Ну не нравится ему Сафронов, бывает. Но все-таки не Навальный арестовал Ивана, не Навальный шьет ему дело, и не Навальный ведет закрытый процесс». Сместить акценты обсуждения предложила и юрист ФБК Любовь Соболь. «Необязательно считать Сафронова святым, чтобы требовать открытого разбирательства. Нельзя бросать в СИЗО ни пиарщика, ни журналиста, ни дворника, ни губернатора и не говорить, в чем конкретно человека обвиняют», — заметила она.

Взгляды Навального разделил член Либертарианской партии Михаил Светов. «Работать на Рогозина в 2020 это то же самое, что поставить «Околоноля» в 2011 — чистейшая подлость. Путин побеждает, потому что умеет делить людей на своих и чужих. Пока мы не научимся делать то же самое, каждый наш поступок будет работать на статус-кво», — заявил политик.

Пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш заявила, что тот не называл Сафронова «бессмысленным журналистом» и «типичным государственным пиарщиком», и обвинила Znak.com в «прямой лжи» (издание опубликовало цитаты оппозиционера в твиттере). Вот только Навальный действительно об этом говорил.

Это не первый раз, когда Навальный резко конфликтует с журналистами. В частности, в 2017 году он называл работников СМИ ленивыми, безынициативными и трусливыми. Продолжением дискуссий о смысле журналистики стала ссора оппозиционера с редакцией «Ведомостей» в 2018 году. Тогда Навальный опубликовал расследование о спикере Госдумы Вячеславе Володине, но многие российские издания, включая «Ведомости», не посчитали это инфоповодом. В ответ оппозиционер назвал журналистов газеты «сборищем трусливых мурзилоидов».