Международная организация гражданской авиации (ICAO) подготовила отчет об инциденте с самолетом Ryanair в мае 2021 года, в результате принудительной посадки которого были арестованы экс-главред Telegram-канала Nexta Роман Протасевич и его подруга, россиянка София Сапега.

upd 1
Глава департамента по авиации министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Артем Сикорский заявил, что в отчете ICAO факта перехвата самолета и принуждения к посадке белорусским самолетом МиГ-29 не выявлено.

«Наиболее важно, что группа по установлению фактов приняла доказательства белорусской стороны о том, что перехвата, принуждения к посадке либо изменения маршрута самолета Ryanair со стороны Беларуси не было», — цитирует его БелТА.

«Отчет основан исключительно на данных и информации, которые страны предоставили в распоряжение ICAO, и включает эксплуатационные подробности, технический анализ различных мер и принятых решений, а также отсылки к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации и применимых международных юридических инструментах», – отмечается в пресс-релизе.

Сам текст доклада ICAO не опубликовала и не сообщила, будет ли он размещен в свободном доступе. Однако в пресс-релизе организации отмечается, что текст предоставлен всем 193 странам, входящим в нее.

Кроме того, отчет оказался в распоряжении «Новой газеты». Как следует из документа, с которым ознакомилась редакция, показания белорусских властей о времени получении анонимного письма, из-за которого была совершена посадка, не соответствуют действительности. В частности, в докладе говорится, что электронное письмо с угрозой взрыва поступило в аэропорт Минска в 12:56 по местному времени. В этот момент самолет уже готовился к экстренной посадке. При этом власти Беларуси представили ICAO скриншот письма, в котором указано другое время его получения — 12:25. В организации отметили, что Минск отправил только скриншот письма, и проверить его метаданные невозможно.

Кроме того, в тексте доклада сказано, что информацию о бомбе на борту Ryanair отправили в шесть аэропортов — в Вильнюсе, Минске, Софии, Бухаресте, Киеве и Афинах. При этом последние два аэропорта так и не получили электронное письмо, а в аэропорту Вильнюса письмо обнаружили только на следующий день, в понедельник, поскольку в выходные сотрудники не проверяли электронную почту.

Эксперты ICAO также обнаружили, что белорусские власти не соблюли несколько стандартов, обязательных при экстренной посадке самолета в случае угрозы взрыва. В частности, КГБ Беларуси не ввел режим антитеррористической операции, несмотря на информацию о бомбе на борту, а сотрудники минского аэропорта не объяснили экипажу, куда пропали пять пассажиров после посадки самолета.

Помимо этого, согласно правилам, в таких ситуациях в целях безопасности пассажиры и члены экипажа должны после посадки сразу покинуть самолет. Однако экипаж Ryanair сообщил, что после принудительной посадки наземный персонал аэропорта Минска заявил им, что один из членов экипажа должен оставаться на борту на время проведения обыска.

Планируется, что 31 января Совет ICAO в ходе совещания проведет «формальное обсуждение любых дальнейших действий, которые могут быть предприняты организацией на основании выводов доклада». Вероятно, во время встречи будет поднят вопрос снятия либо сохранения ограничений на полеты «Белавиа» в Европу.

«В тот же день Совет также рассмотрит обращение Беларуси в отношении того, что это государство считает незаконными рестрикциями или санкциями, которые были введены по итогам события другими государствами и ЕС», — также говорится в сообщении.

Лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская в Telegram поблагодарила ICAO за подготовку отчета и старт публичной работы по этому делу. Она также сообщила, что контактирует с руководством организации в рамках этого расследования.

В то же время, глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис раскритиковал отчет о расследовании посадки самолета Ryanair в Минске, пишет BNS.lt. По его словам, первоначальная оценка говорит о том, что он содержит в себе грубые и явные нарушения. Министр отметил, что Евросоюз может провести собственное расследование и обратиться к международным правовым институтам.

В ноябре 2021 года глава департамента по авиации Минтранса Беларуси Артем Сикорский отмечал, что доклад затягивают с целью оправдать санкции, в то время как белорусское небо абсолютно безопасно, что подтверждается всеми международными проверками и всеми стандартами.

В начале декабря 2021 года бежавший из Беларуси в Польшу авиадиспетчер минского аэропорта рассказал подробности принудительной посадки самолета авиакомпании Ryanair, на котором летел журналист Роман Протасевич. Свидетель дал показания польской следственной группе, писала The New York Times. По его словам, угроза взрыва на борту была заведомо ложной, а в диспетчерской находился офицер КГБ, который «поддерживал постоянный телефонный контакт» с кем-то. Комментируя материал NYT, Артем Сикорский назвал публикацию вбросом.

Посадка лайнера Ryanair и ее последствия

23 мая 2021 года самолет ирландской авиакомпании Ryanair, следовавший из Афин в Вильнюс, совершил экстренную посадку в Минске после сообщения о бомбе на борту. В результате белорусские силовики задержали оппозиционного журналиста Романа Протасевича. Его обвиняют в организации массовых беспорядков и разжигании социальной вражды. Вместе с ним задержали его знакомую Софию Сапегу, которая имеет российское гражданство.

В Евросоюзе посчитали, что белорусские власти принудили лайнер Ryanair к посадке, чтобы задержать Протасевича, чем подвергли опасности жизни пассажиров и экипажа. В качестве ответных мер ЕС решил запретить авиакомпаниям Беларуси использовать воздушное пространство Евросоюза и рекомендовал европейским авиакомпаниям отказаться от перелетов над республикой.

Вскоре после задержания Протасевич дал интервью государственному белорусскому телеканалу, в котором заявил о признании своей вины по обвинению в организации протестов после президентских выборов в 2020 году. По словам журналиста, он осознавал, что опубликованные им призывы стали причиной того, что на улицах страны «начались неконтролируемые беспорядки», а столица Беларуси «три дня жила в хаосе».

В конце июня стало известно, что Протасевича и россиянку Сапегу перевели под домашний арест. Следственный комитет Беларуси утверждал, что они заключили сделку со следствием.

В августе экс-главред NEXTA объявил об открытии нового проекта SPRAVA. По его словам, медиа будет распространять «эксклюзивные подробности важнейших событий», давать «взвешенный подход к подаче новостей» и предоставлять «мнение человека, который побывал со всех сторон информационных баррикад». Первой публикацией в SPRAVA стал текст про помилования людей, привлеченных к уголовной ответственности из-за участия в протестах в Беларуси после президентских выборов 2020 года.